Фрагмент для ознакомления
2
Билет 15
1. Учет затрат на восстановление (ремонт) основных средств
В ходе эксплуатации основных средств компании является необходимым поддержи-вать их в рабочем состоянии. Для всего этого необходимо проведение ремонта основных средств. По объему и характеру выполняемых работ ремонты основных средств делят на ка-питальный и текущий. Их отличие состоит в сложности, объеме и сроке выполнения. Разли-чают два вида ремонтов: текущие ремонты (характеризуются заменой отдельно взятых дета-лей без разборки всего агрегата); капитальные ремонты (полностью разборка и реставрация большого числа деталей) .
При первом способе суммы расходов на проведение ремонта основных средств отра-жают в бухгалтерском учете по мере их возникновения и включают в себестоимость того от-четного периода, когда они фактически были произведены.
Второй способ заключается в создании резерва, который предназначен для равномер-ного включения предстоящих расходов в затраты отчетного периода. Резерв создают на те-кущий финансовый год в размере годового норматива, который установлен на основании сметы расходов на ремонт. Учет резерва осуществляется на сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».
Организация может выбрать любой наиболее приемлемый для нее способ учета за-трат на проведение ремонта и отразить принятое решение в приказе по учетной политике ор-ганизации.
Ремонты могут осуществляться двумя способами:
1) хозяйственным – то есть силами собственного ремонтного цеха;
2) подрядным – то есть силами сторонних ремонтных организаций.
Затраты на ремонт хозяйственным способом собираются по дебету счетов учета из-держек производства, например сч. 23 «Вспомогательное производство». Затраты на ремонт представляют собой стоимость использованных для его осуществления материалов, запча-стей, инструментов, а вместе с тем заработную плату рабочим, которые осуществили дан-ный ремонт, с отчислениями на социальное страхование (кредитуются сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию» и др.).
При подрядном способе выполнения ремонта учет затрат производится в ремонтной компании. У производящей ремонт компании затраты отражают по дебету счетов: 97 «Рас-ходы будущих периодов», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расхо-ды», 44 «Расходы на продажу» и др. в корреспонденции со счетами расчетов (Кт сч. 60 «Рас-четы с поставщиками и подрядчиками») на сумму полученного за ремонт счета (при этом НДС фиксируется отдельно по дебету сч. 19) .
Учет затрат, которые связаны с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, если указанные затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели их функционирования, ведут в порядке, который установлен для учета долгосрочных инвести-ций. По дебету сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются затраты, которые связаны с проведением модернизации и реконструкции (материальные затраты, заработная плата, сумма ЕСН, стоимость работ, оказанных сторонними компаниями и др.); по кредиту сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со сч. 01 «Основные сред-ства» списывается сумма определившихся расходов, подлежащая включению в первоначаль-ную стоимость реконструируемого (модернизированного) объекта основных средств.
2. Хозяйственные операции по учету отгрузки и продаж продукции (работ, услуг) и товаров
Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом, продажей продукции (работ, услуг, товара), называется процессом реализации.
Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежей от покупателя, поступления средств в кассу или дата отгрузки продукции и предъявления в банк платежных документов.
В зависимости от момента реализации в учете различают два метода (способа) учета реализации: по отгрузке или оплате.
Способ отражения в учете реализации готовой продукции, товара определяется (ис-ходя из содержания договора) переходом право собственности на продукцию, товар. Если право собственности на продукцию переходит к покупателю в момент отгрузки продукции, то реализацией считается момент отгрузки. Если право собственности на продукцию перехо-дит к покупателю после её оплаты, то моментом реализации считается поступление средств на расчетный счет или в кассу .
Учет реализации ведется на активно- пассивном счете 90 «Продажи».
По дебету счета отражаются себестоимость проданной продукции (фактическая или нормативная), стоимость проданных товаров, управленческие расходы, расходы на продажу, НДС, акцизы причитающиеся к получению с покупателя.
По кредиту счета - выручка от продажи продукции (работ, услуг) товара. Синтетиче-ский счет 90 «Продажи» сальдо на конец учетного периода не имеет, закрывается в корре-спонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». На счете 90 «Продажи» выявляется финансо-вый результат от обычных видов деятельности предприятия. К счету 90 «Продажи» откры-ваются субсчета :
- 90-1 «Выручка», на котором учитывается выручка от продажи продукции (работ, услуг), товара;
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-3 «НДС»;
- 90-4 «Акцизы»;
- 90-9 Прибыль, убыток от продаж.
Учет на субсчетах 1 – 4 ведется накопительным образом в течение всего отчетного года. Ежемесячно определяется финансовый результат на счете 90 расчетным путем: креди-товый оборот по субсчету 1 минус сумма дебетовых оборотов на субсчетах 2, 3, 4…и дан-ный результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыль, убытки» с субсчета 90-9:
- Д90-9 К99 - прибыль от продаж;
- Д 99 К90-9 - убыток от продаж
По окончанию отчетного года все открытые субсчета к счету 90 закрываются внут-ренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»:
- Д 90-1 К90-9 - закрытие субсчета 1
- Д 90-9 К90-2, 3, 4 - закрытие субсчетов 2, 3, 4
Аналитический учет по счету 90 ведется в ведомости 16, синтетический учет в жур-нале - ордере 11.
Если предприятия для целей налогообложения согласно ПБУ могут выбрать в учете метод реализации по оплате, то в бухгалтерском учете учет реализации данные предприятия ведут в соответствии с переходом права собственности на продукцию, товар, а налоги (НДС) уплачивают в бюджет по мере поступления денежных средств за продукцию :
- Д62 К90 – выручка;
- Д90 К76 НДС – отложен;
- Д51, 50 К62- оплата продукции;
- Д 76 К68 – НДС начислен в бюджет.
Этот вариант применяют небольшие предприятия с ограниченным объёмом выручки.
Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные», счету 90 ведется в ведомо-сти №16, синтетический - в журнале-ордере 11.
Аналитический учет в ведомости №16 ведется в разрезе счетов- фактур; учет отгрузки и реализации готовой продукции, товара ведется в натуральном и стоимостном выражении.
Каждая отгрузка продукции, товара должна оформляться составлением счета-фактуры. Счет- фактура составляется в двух экземплярах, один из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки предоставляется покупателям. Счет-фактура - подписывается руководителем и главным бухгалтером. Если продукция не облагается НДС, то на счете-фактуре ставится штамп «Без налога НДС» или делается надпись.
Вторые экземпляры счетов-фактур должны храниться в журнале учета, в хронологи-ческом порядке. Если реализация осуществляется по мере отгрузке все выставленные счета- фактуры регистрируются в книге продаж. При методе реализации - по оплате регистрация счетов-фактур производится при получении денежных средств.
При получении счетов-фактур от поставщиков покупатель регистрирует их в книге покупок. Данные счета-фактуры хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур. Жур-налы учета полученных и выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы. Хранятся в течение полных 5 лет. Книга покупок и книга продаж должны быть прошнурованы, страницы пронумерованы и скреплены печатью. Хранятся в течение полных 5 лет с даты последней записи. При получении предоплаты составляется счет-фактура в одном экземпляре на сумму аванса и регистрируется в книге продаж.
При отгрузке продукции данному покупателю продавец в течение 5 дней выписывает два экземпляра нового счета- фактуры и регистрирует в книге продаж. А счет-фактуру, за-полняемую при получении аванса, регистрируют в книге покупок.
Основными целями бухгалтерского учета товарных операций является :
- своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о приобретении и продаже товаров на основании полученных и сформированных форм пер-вичных документов;
- отражение данных о расходах, связанных с приобретением и продажей товаров;
- своевременное отражение данных о движении товаров на складах организации;
- формирование информации о выручке, прибыли, налогах, возникающих при продаже товаров.
Для достижения данного рода целей необходимым является решить такие задачи бух-галтерского учета товарных операций :
- своевременное и правильное документальное оформление операций поступления товаров, а также оформление перемещения и реализации товаров;
- определение круга лиц (материально-ответственных работников), ответственных за приемку, отпуск и сохранность вверенных им ценностей;
- контроль за сохранностью товаров в местах их хранения и на всех этапах движения и др.
Приобретение товаров - основа деятельности любой торговой организации . Для учета наличия и движения товаров в организациях оптовой и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изм. от 31.05.2018) // «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
2. Аткинсон Э., Баккер Р., Каплан Р., Янг М. Управленческий учет. 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2014. – 800с.
3. Букина О.А. Азбука бухгалтера. От аванса до баланса. – Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2018. – 320с Букина О.А. Азбука бухгалтера. От аванса до баланса. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 320с.
4. Василькова Н.П. Учет товаров в торговых организациях // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Общество содействия образованию и просвещению «Бизнес – Наука – Общество», 2017. – С.249-255.
5. Джатдоева С.А. Учет товаров и товарных операций // Современные техноло-гии: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей победителей VIII Меж-дународной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С.288-290.
6. Еременко В.А., Савченко А.Н. Метод «директ-костинг» как один из передовых методов учета затрат себестоимости // Вектор экономики. – 2018. - №2. – С.6-8.
7. Корзун Л.Н., Мозговая Ю.С. Учет и контроль расходов на продажу // Полити-ка, экономика и инновации. – 2017. - №5. – С.21-23.
8. Котлова Ю.А. К вопросу об отражении в учете оптовой реализации товаров при их оценке в продажных ценах // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука. технологии. – 2017. - №9-4. – С.58-60.
9. Левшова С.А. Бухгалтерский учет. Шаг за шагом. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 224с.
10. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ - костинг». - М.: Аналитика - Пресс, 2015. – 144с.
11. Ходякова О.В., Стельмащук А.А. Внутренние и внешние факторы, влияющие на учет, анализ и аудит основных средств // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. - №10-1. – С.213-215.
12. Шинахов А.А., Шинахова З.А. Направления совершенствования бухгалтерско-го учета основных средств на примере ООО «Нальчикский консервный завод» // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №50-1. – С.209-213.