Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Афазия — нарушение речи, вызванное поражением речевой области мозга, прежде всего зон Брока и Вернике. Повреждение головного мозга может быть вызвано различными болезненными процессами, такими как нарушение мозгового кровообращения (ЦВА), черепно-мозговая травма (ЧМТ), образование головного мозга или нейродегенеративные заболевания. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости.
Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи.
Моторная афазия распадается на афферентную и эфферентную афазию. В основе первого лежит нарушение кинестетического воздействия на речевые функции, что приводит к особому типу оральной апраксии. В основе эфферентной афазии лежит нарушение кинетической организации речево-двигательных актов. Первичный дефект, наблюдаемый при афферентной моторной афазии, — это дефект не фонем (звуковых единиц речи), а артикулем (артикуляционных единиц речи). У больного афферентной моторной афазией помимо речевых затруднений возникают трудности с письмом. Симптомы афазии могут варьироваться от легких нарушений до полной потери любых фундаментальных компонентов языка, таких как семантика, грамматика, фонология, морфология и синтаксис.
Цель работы – рассмотреть афферентную и эфферентную афазии.
Задачи работы:
- рассмотреть афазию как заболевание нервной системы;
- изучить и сравнить моторные формы афазии.
1. Афазия: заболевания нервной системы
«Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др» [3, С. 28]. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.
Функция языка – способность выражать и понимать устную и письменную речь. Языковая область мозга обычно расположена в доминантном полушарии. К этим структурам относятся зона Вернике, зона Брока и дугообразный пучок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Визель, Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие / Т.Г. Визель. - М.: Секачев В., 2016. - 690 c.
2. Денисова, М. И. Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией / М. И. Денисова // Молодой ученый. - 2018. - №31. - С. 31.
3. Каширкина, В. В. Нейролингвистический аспект афазии / В. В. Каширкина // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 28-31.
4. Клепацкая, Л. Б. Понимание и формирование речи (грубая форма афазии): учебное пособие / Л. Б. Клепацкая. — 2-е изд., эл. — Москва: В. Секачев, 2020. — 208 с.
5. Кузьмина, Т. В. Афазия и пути её преодоления / Т. В. Кузьмина, Е. В. Симоненко // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 287-289.
6. Павлова, Е. П. Восстановление речи у пациентов с моторной афазией на раннем реабилитационном этапе посредством применения аудиовизуальной оптимизации / Е. П. Павлова // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 525-527.
7. Холод, Н. Ю. Специфика речевых нарушений при поражении средних и задних отделов височной области головного мозга / Н. Ю. Холод // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 51-53.