Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На тренировках предупреждение и профилактика травматизма является основной задачей, как для самого спортсмена, так и для всего тренировочного процесса в целом. Травмы, полученные во время тренировочного процесса – это комплекс морфологических и функциональных нарушений, возникающих в органах и тканях в результате сильных кратковременно действующих травмирующих фактов.
Каждая травма имеет свои особенности, обусловленные не только обстоятельствами случившегося, но и характером причиненных повреждений. Практика показывает, что основными причинами возникновения травм у спортсменов во время тренировок являются различного рода нарушения, личная неосторожность и недисциплинированность. Главной причиной травм является несоблюдение обязательных правил техники безопасности при проведении тренировочного процесса.
Недопущение фактов получения травм при выполнении упражнений необходимо начинать с четкого понимания причин, приводящих к их получению, среди которых основными являются технические, организационные и личностные, обусловленные индивидуальными физиологическими свойствами организма обучающихся.
К организационным причинам, обусловливающим риск получения травм обучающимися при выполнении различных физических упражнений, можно отнести несоблюдение принципов систематичности, постепенности, дозированности, интенсивности физической нагрузки, как следствие, нарушение адаптационного баланса и появление переутомления.
Цель работы состоит в изучении обеспечения спортивной безопасности и профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие травмы, причины травматизма при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности.
2. Изучить профилактику травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы.
Степень научной и практической новизны работы в данной работе обобщены основы обеспечения спортивной безопасности и профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями физической культуры, тренерами для обеспечения спортивной безопасности и профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие травмы, причины травматизма при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности
Травма - это нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, которые возникают в результате внешнего воздействия. Причины травматизма на занятиях по физической подготовке могут быть следующие:
- неэффективная методика проведения практических занятий;
- несоответствующие санитарно-гигиенические условия в спортивных залах (освещенность, температура, вентиляция и др.);
- несоблюдение врачебного контроля;
- недисциплинированность обучающихся;
- неудовлетворительная физическая подготовка, вызванная рядом факторов, таких как переутомление, нарушение режима дня и др.;
- неблагоприятные метеорологические условия.
Причины спортивного травматизма разнообразны. До настоящего времени в практике физической подготовки и спорта нет единой номенклатуры причин возникновения спортивных повреждений. На наш взгляд, необходимо уделить пристальное внимание двум группам причинных факторов: причины организационного характера; причины методического характера.
Травмы, связанные с неправильной организацией тренировочного процесса, возникают вследствие недостаточного уровня подготовленности (квалификации) тренера, неправильного планирования тренировочного процесса, неудовлетворительных санитарно-гигиенических и метеорологических условий проведения занятий, отсутствия соответствующего материально-технического обеспечения и нарушений правил врачебного контроля .
Квалификация руководителя занятия, в первую очередь, определяется объемом сформированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей. Знание тпенером занятия техники физических упражнений, владение методиками обучения двигательным умениям и навыкам, воспитания физических качеств и способностей, умение правильно осуществить показ и доходчиво объяснить детали техники двигательного действия – является необходимым условием предупреждения спортивных травм.
Ошибки в планировании тренировочного процесса связаны с нарушением соответствующих требований нормативных документов, несоблюдением планов занятий, отсутствием регулярности в их проведении.
Зачастую получение травмы обусловлено отсутствием должного индивидуального контроля со стороны тренера, предоставляющего занимающихся «самим себе», пусть даже временно, либо, когда на одного тренера приходится слишком большое количество занимающихся в группе (более 15 человек). Грубым нарушением планирования тренировочного процесса является проведение тренировочных занятий сразу же после приема пищи, неодновременный приход занимающихся на занятие, а также «перегрузка» места занятия большим количеством занимающихся, либо неправильное их взаимное размещение на одной спортивной площадке, спортивном зале, борцовском ковре .
Неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия проведения тренировок, чаще всего, вызваны неудовлетворительным состоянием спортивных залов и открытых спортивных сооружений, например, неровный, слишком влажный (скользкий) пол, неправильная укладка матов на борцовском ковре (татами), наличие посторонних предметов в близи мест выполнения упражнений, торчащие гвозди, выбоины и нескошенная трава на спортивных площадках и т.п. Кроме того, причиной травм может явиться несоблюдение установленных норм температурного режима, освещенности, недостаточная вентиляция.
Недостатки материально-технического обеспечения могут привести к травме вследствие некачественно изготовленных и неправильно установленных спортивных снарядов. Все снаряды должны изготавливаться из материала, исключающего повышенный риск получения травм, быть прочными и иметь надежное крепление. В процессе занятий единоборствами необходимо применять средства защиты (перчатки, шлемы, накладки и т.п.), которые должны быть надежными и простыми в использовании, прочно и удобно фиксироваться, не сдавливая тканей и не препятствуя техническому выполнению тех или иных приемов.
Нарушение правил врачебного контроля, как правило, связано с допуском тренером больных или перенесших заболевание спортсменов к практическому выполнению физических упражнений без разрешения врача или игнорированием его указаний об ограничении тренировочной нагрузки для конкретного занимающегося.
Одной из основных причин спортивных травм являются недостатки в методике проведения занятий.
Крайне нежелательно комплектовать группы (подгруппы) занимающимися, резко отличающимися по своей физической подготовленности, когда план тренировок составляется исходя из однородного состава. Также при выполнении упражнений в парах, в том числе боевых приемов борьбы, особенно на начальном этапе обучения, следует учитывать разницу в весе занимающихся .
Необходимым условием предупреждения травматизма является четкое структурирование занятия: подготовительная часть (разминка), основная часть (решение поставленных перед занятием задач: разучивание и тренировка в выполнении упражнений, приемов и действий, воспитание психофизических качеств и способностей), заключительная часть (переключение функциональных систем организма на ускорение восстановительных процессов).
Недостаточность или отсутствие разминки перед выполнением действий, включаемых в основную часть тренировки, или же чрезмерно интенсивная разминка – один из главных причинных факторов возникновения спортивных травм. В разминку необходимо включать общеразвивающие и «разогревающие» упражнения для всех частей тела (общая разминка), но особое внимание при этом должно уделяться тем группам мышц, на которые будет направлена основная нагрузка при выполнении приемов основной части занятия (специальная разминка).
Упражнения разминки должны дозироваться по объему и интенсивности так, чтобы быстро произошел процесс «врабатывания» и функции организма занимающегося вышли на оптимальный уровень работы при отсутствии признаков утомления.
Причиной травм может являться нерациональное построение основной части занятия. Руководителю тренировок необходимо учитывать характер взаимодействия между различными сторонами содержания основной части занятия и связанными с ним эффектами с тем, чтобы использовать положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные.
Необходимо предусмотреть наиболее оправданную в конкретных условиях последовательность упражнений применительно к закономерностям изменения работоспособности занимающихся как с точки зрения развития общей тренированности, так и с точки зрения снижения спортивного травматизма. Решая эту проблему в ряде ситуаций надо исходить из следующих положений: задачи по разучиванию новых упражнений, приемов, действий и выполнению координационно-сложных движений должны, как правило, решаются первыми в начале основной части занятия; если в одном занятии предусмотрены упражнения для развития различных физических качеств, то предпочтительней сначала выполнять скоростные (скоростно-силовые) упражнения, затем силовые и в завершении упражнения, требующие проявления выносливости, или упражнения комбинированного воздействия на развитие общей тренированности. В любом случае, выполнение технически трудных упражнений в конце основной части занятия увеличивает риск получения травм .
Заключительная часть занятия обеспечивает плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху, что предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной двигательной деятельности, особенно у тех, кто мало тренирован. Для этой части занятия наилучшим средством служат бег в спокойном, равномерном темпе, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание .
Методически неправильное построение занятий выражается также в отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками, в отсутствии индивидуального подхода к занимающимся. Такие факторы как неоправданное увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок, сложности выполнения тех или иных упражнений и приемов являются основной причиной, способствующей росту спортивного травматизма.
Немалую роль в методике проведения занятий и обеспечении безопасности занимает инструктаж, который может проводиться как в начале подготовительной части занятия (во время организационного построения группы, где сообщаются тема, цель и задачи занятия, проверяется наличие и внешний вид занимающихся), так и в процессе занятия перед началом выполнения потенциально опасных упражнений .
Практика показывает, что подавляющее большинство спортивных травм возникает вследствие индивидуальных особенностей занимающихся (степени физической, технической, психологической подготовленности, состояния здоровья и др.), что косвенно указывает на организационные и методические погрешности в учебном процессе .