Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие о надежности машин
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, хранения и транспортирования.
Проблема надежности механизмов стоит на первом месте в любой отрасли, т.к. необходимо эксплуатировать механизмы с минимальными затратами. Кроме того, важность проблемы состоит в массовости производства. Надежность автомобиля характеризуется комплексом качеств (рисунок 1):
Рисунок 1 – Матрица понятия «надежность автомобиля»
2.Основные свойства машин, определяющие ее надежность: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость
Свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или наработка на отказ характеризует его безотказность. Основными показателями безотказности являются средняя наработка на отказ, параметр потока отказов и вероятность безотказной работы. Под средней наработкой на отказ понимается отношение наработки автомобиля к среднему значению числа его отказов в течение этой наработки. Поток отказов — отношение среднего числа отказов автомобиля за малую наработку к значению этой наработки.
Долговечность, это возможность автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного значения при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Ее характеризуют: средний ресурс, гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой автомобиль не достигает предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах) и прочие показатели.
Ремонтопригодность — приспособленность автомобиля к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и текущего ремонта.
Ремонтопригодность представляет собой комплексную характеристику автомобиля и тесно связана со всеми частными свойствами надежности: безотказностью, долговечностью и сохраняемостью. Ее свойства создаются в процессе проектирования и изготовления автомобилей, а реализуются в ходе их эксплуатации. Ремонтнопригодной конструкция автомобиля является в том случае, если при минимальных затратах на проектирование и изготовление она обеспечивает: максимальную межремонтную наработку, минимальную периодичность обслуживания, минимальное время пребывания автомобиля в обслуживании и ремонте, минимальные трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.
Перечисленные требования могут быть удовлетворены только в том случае, когда автомобиль обладает следующими свойствами: доступностью, легкосъемностью, взаимозаменяемостью, унификацией составных частей, контролепригодностью, восстанавливаемостью деталей и узлов, преемственностью технологических процессов, эргономичностью характеристик изделий, безопасностью выполнения обслуживания и ремонта.
Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.
3.Основные причины изменения технического состояния машин.
Основные причины изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации: нагружение элементов, взаимное перемещение элементов, воздействие тепловой и электр.. энергии, воздействие хим. активных компонентов, воздействие внешней среды (влаги, ветра, температуры, солнечной радиации), воздействие оператора.
Изнашивание - Это процесс изнашивания возникает под действием трения , зависящего от материала и качества обработки поверхности и теплового режима работы сопряжения.
Пластическая деформация и разрушении - Это такие повреждения связаны с достижением и повышением пределов текучести или прочности у вязких или хрупких материалов.
Усталостные разрушения - Эти виды разрушений возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали.
Коррозия -Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению металла детали и, как следствие , к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида.
Старение - Это техническое состояние деталей и экспл. материалов изменяется под действием окружающей среды. В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств прсадок.
Обычно в практике ТЭА выделяют абразивное, усталостное, коррозионно - эрозионное, окислительное, электроэрозионное изнашивание, а также изнашивание при заедании, фреттинге.
Влияние условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатаций при которых экспл. ам влияют на режимы работы агрегатов, ускоряют или замедляют изменения параметров их тех. состояния.
- условия движения
- условия перевозки
- природно - климатические условия
- сезонные условия
4.Отказы в машинах, их классификация, причины отказов.
Под отказом понимается нарушение работоспособности автомобиля, когда значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. Понятие «отказ» является основным в теории надежности любого механизма.
Применительно к автомобилю неисправности подразделяются на три группы: внезапные отказы; постепенные отказы; неисправности вследствие аварийных ситуаций. Внезапные отказы являются следствием конструктивных недоработок узлов и агрегатов, нарушений технологий производства и ремонта, вызывающих концентрации внутренних напряжений из-за технологических, термических, деформационных явлений, нарушения правил эксплуатации автомобилей и т.п.
Постепенные отказы возникают в результате износных и коррозионных процессов при достижении определенного критического значения, т.е. при достижении предельного состояния автомобилем или его агрегатами.
Аварийные неисправности являются следствием аварийных ситуаций (столкновения, наезда, опрокидывания и пр.).