Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по курсу
«Социология коммуникации»
Ответы на контрольные вопросы:
Вопрос №1
Как завязать беседу?
Скорость развития современного общества поставила человека в ситуацию, когда его жизненный успех стал следствием эффективной коммуникации с людьми разных специальностей, разных культур. Эта практическая задача направляет внимание человека к знанию о правилах межличностной коммуникации для деловых переговоров, для общения между людьми [2, 4].
Знания о коммуникации, которые удовлетворяют потребность современного человека в достижении своего жизненного успеха при общении с другими людьми систематизированы в форме коммуникативных технологий. Этот вид технологий настолько распространен в современной социальной действительности, что о них пишут, как о технологиях, которые «служат эффективным инструментом создания определенных умонастроений в обществе. В этом плане особенно важно, с одной стороны, глубоко понимать механизмы их влияния на сознание и чувства человека, с другой – разрабатывать комплекс мер позитивного коммуникативного воздействия на людей …» [4, с. 144].
Принято считать, что деловая беседа наиболее распространена как форма общения между людьми в современном обществе. С этим трудно спорить. Правда, стоит обратить внимание, на тот факт, что общение в жизни человека – это не только общение в профессиональной сфере по вопросам связанным, например, с развитием той сферы, но и общение между людьми, которые в чем-то могут быть интересны друг другу [2]. В любом случае успех беседы – это ее правильное начало.
Общение между людьми имеет несколько этапов. Для ответа на поставленный вопрос сфокусируем свое внимание на нескольких этапах, а именно на этапах подготовки к беседе и ее начале.
Подготовка к беседе
Результат беседы во многом обусловлен выбором места для беседы. Еще одним внешним фактором успешной беседы является, как указывал Е.П. Ильин «ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров по общению» [1, с. 63].
Начало беседы
На этом этапе необходимо установить контакт с собеседником, создать благоприятную атмосферу для продолжения диалога в будущем, обращая внимание собеседника на интересные темы. Это позволит эффективно достигать цели и в долгосрочной перспективе сэкономит много времени и сил, ресурсов для их достижения.
В современной литературе этому этапу принято отводить 10-15 % времени общения [4]. Это время служит для снятия напряженности между собеседниками. Важным нюансом для продолжения беседы является умение слушать и слышать собеседника на этом этапе. В этом проявляется внимательность и уважение к нему, а также является основой для успешного продолжения беседы. Ильин Е. П. писал, что в структуру слушания входит восприятие, осмысление и понимание собеседника [1, 64]. Каждый элемент этой структуры связан с вниманием к своему собеседнику. «Умение слушать связано с произвольным сосредоточением внимания на речи собеседника. Добиться этого можно тремя методами:
1. Физически и психологически готовиться к слушанию. Умеющие хорошо слушать принимают позу слушателя <…>.
2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего <…>.
3. Выслушать, прежде чем реагировать. Часто слушающий прекращает слушать прежде, чем собеседник закончит говорить, потому что «знает», что тот хочет
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Гусоев В.И. Проблема педагогического такта в концепции А.С. Макаренко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социогенетика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-pedagogicheskogo-takta-v-kontseptsii-a-s-makarenko?ysclid=lw3fy0wkhk231519715 (дата обращения 12.05.2024)
2.Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионально-педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16179 (дата обращения: 12.05.2024).
3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал, 2016. - 312 с.
4.Шалова С.Ю. Представления о педагогическом такте у современных студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN321.pdf (дата обращения 12.05.2024).