Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заикание представляет собой распространенное нарушение речи, которое часто проявляется у детей в раннем возрасте, когда активно формируется речь и личность. Это состояние может препятствовать развитию различных аспектов личности ребенка и затруднять его социальную адаптацию.
Поскольку заикание тесно связано с формированием личности, его следует рассматривать как часть особенностей личности и ее деятельности. Это объясняется тем, что заикание ограничивает развитие личности и может привести к ее искажениям.
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Кроме того, заикание встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Даже если незначительное заикание прошло само по себе, возможны повторные случаи, особенно в критические периоды развития, такие как 6-7 лет и пубертатный период.
За последние годы наблюдается увеличение частоты заикания у детей, что связывается с широким использованием электронных средств массовой информации и видеоигр в повседневной жизни. Эти технологии обеспечивают огромные объемы аудиовизуальных данных, которые могут оказывать негативное воздействие на неокрепшую нервную систему ребенка.
Поэтому важно своевременно выявлять причины заикания и начинать его лечение. При осознании необходимости комплексного подхода к помощи заикающимся детям, необходимо подчеркнуть важность индивидуального подхода к развитию и коррекции личности и речи заикающегося ребенка.
Актуальность темы заключается в преодолении и предупреждении особенностей развития речи у заикающихся детей. Речь не является врожденной способностью человека, но каждый ребенок тщательно ее формирует в качестве средства взаимопонимания.
Проблему заикания можно рассматривать как одну из древнейших в истории развития исследований расстройств речи. Различные трактовки причин и механизмов заикания обусловлены уровнем научного развития и позиций, с которых авторы подходили и продолжают подходить к изучению данного речевого расстройства.
До сегодняшнего дня причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий среди специалистов различных профессий, включая логопедов, невропатологов, психологов и других. Именно поэтому эта проблема остается актуальной и в настоящее время.
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей развития речи у детей, страдающих заиканием, а также в рассмотрении систем коррекционной помощи для детей с заиканием.
1.Понятие и характеристика заикания
При рассмотрении современных научных представлений о проблеме речевого развития детей с заиканием мы опираемся на взгляды отечественных исследователей, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В.С. Мухина, Д. Б. Эльконин и других, которые подчеркивают роль общения в развитии ребенка как одного из основных условий и важнейшего фактора его формирования.
Исследователи также рассматривают заикание как нарушение системы общения, которое приводит к изменениям в личности ребенка. В то же время, ученые, включая И.Ю. Абелеву, Л.З. Андронову, Л.И. Белякову, Н.И. Жинкина и других, отмечают связь заикания с изменениями в системе общения и его влиянием на личность ребенка.
Заикание представляет собой нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или замедлении звуков, слогов или слов, а также в частых остановках или нерешительности в речи, нарушающих ее ритмический характер. Диагноз заикания ставится, когда эти симптомы являются значительными.
В отечественной логопедической литературе заикание определяется более простым, но обобщающим предыдущие определением, как "нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [4].
Исследователи выделяют две клинические формы заикания - невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены различными патогенетическими механизмами [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
2.Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
3.Богомолова А.И., Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1977. - 96с.
4.Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974. - №7. - С.82-85.
5.Волкова Л.С., Логопедия. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. - М.: Владос, 2012. – 431 с.
6.Волкова Л.С. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2011. – 528 с.
7.Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Академия, 2013. – 180 с.
8.Карвасарский Б.Д. Неврозы. (руководство для врачей) 2-е издание перер. и доп.— М: Медицина, 1990, 576 с.
9.Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 1997. - 352с.
10.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
11.Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.
12.Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.
13.Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.
14.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.
15.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 208с.
16.Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. - №1. - С.20-23.