Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование познавательных качеств и личности ребенка в целом: увеличивается количество нейронов в его головном мозге и растут сложные связи между ними, что влияет на приобретение когнитивных, двигательных и других способностей. Зная эти физиологические закономерности, можно проследить взаимосвязь между интеллектуальным развитием ребенка и сформированными у него психическими функциями.
При наличии несоответствия между уровнем умственной зрелости и возрастом ребенка, а именно при задержке формирования его способностей, у ребенка может быть диагностирована задержка психического развития (ЗПР).
Использование игровых методов позволяет восполнить пробелы в развитии интеллектуальной сферы у детей с ЗПР, так как игры повышают детскую мотивацию к изучению нового и применению того, что они освоили, позволяют адаптировать правила игры к потребностям и способностям детей, стимулируют развитие интеллекта. Во время игр формируются социальные навыки и коммуникабельность, а также ведут к развитию творческих способностей, логического мышления и воображения.
Таким образом, использование игровых методов в коррекции интеллектуальной сферы у дошкольников с ЗПР учитывает особенности развития каждого ребенка, улучшает его умственные способности и способствует всестороннему развитию личности.
Цели программы:
1. Диагностика уровня сформированности интеллектуальных способностей у детей с ЗПР.
2. Стимулирование мышления, памяти, внимания и речи у детей с задержкой психического развития через игровую деятельность.
3. Формирование творческого мышления, воображения, способности придумывать нестандартные решения задач и экспериментировать.
4. Создание условий для мотивации детей к обучению и приобретения уверенности в своих способностях.
5. Создание условий для взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
1. Определить уровень развития когнитивных функций (внимание, память, мышление, речь).
2. Организовать формирование внимания, памяти, мышления и речи детей с ЗПР.
3. Развить мелкую моторику и двигательную координацию.
4. Пополнить словарный запас детей с ЗПР.
5. Обучить базовым навыкам математики (количество, формы и размеры).
6. Адаптировать детей к учебному процессу, к новым условиям и требованиям.
Адресат: дети с ЗПР в возрасте 5-6 лет
Организация занятий:
• Программа предполагает проведение групповых занятий.
• Количество детей: 4-6.
• Занятия проводятся 2 раза в неделю.
• Продолжительность: 25-30 минут.
• Количество занятий: 7
Принципы проведения занятий:
• Системность подачи материала.
• Наглядность обучения.
• Доступность.
• Проблемность.
• Все задания подчиняются одной теме.
• Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
• Индивидуально-дифференцированный подход.
• Максимальное использование игровых методов.
• Психологическая безопасность
Основные методы:
• Игры, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование, закрашивание, обведение, сбор бус).
• Упражнения творческого, подражательного характера.
• Игры и упражнения, способствующие развитию координации движений с речью.
• Игры с правилами.
• Совместное проговаривание рифмованных текстов, предложений, слов.
• Индивидуальные и групповые дидактические игры.
• Используются все сенсорные каналы восприятия.
• Обучение приемам саморасслабления, снятия мышечного напряжения.
Сроки и ожидаемые результаты: 1 месяц, занятия 2 раза в неделю
Проведенные занятия помогут повысить познавательный интерес и приведут к развитию интеллектуальной сферы (внимания, мышления, памяти и речи) детей дошкольного возраста с ЗПР.
Тематический план занятий
Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений, игр
Колобок
(урок-диагностика) Цели:
• диагностика внимания, мышления, памяти и речи
• развитие интеллектуальной сферы
• воспитание доброжелательного отношения друг другу и к взрослым
• обучение навыкам саморасслабления
• формирование позитивной мотивации к обучению
Задачи:
• потренироваться устно описывать игрушку
• разложить фигурки по схожим чертам
• разложить картинки в корзины по цветам
• угадать загадки и разложить картинки-отгадки по общим чертам
• выполнять заданные действия в команде Индивидуальная и групповая работа
«Опиши игрушку»
«Помоги зайчонку собрать рассыпавшиеся фигурки»
«Классификация»
«Отгадай загадку и найди отгадку»
«Зеваки»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балынская, Н. Р. Организация учебной и научно-исследовательской деятельности магистранта : учебно-методическое пособие / Н. Р. Балынская, А. Г. Васильева, Л. М. Рахимова ; МГТУ. - Магнитогорск : МГТУ, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. - URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=2946.pdf&show=dcatalogues/1/1134732/2946.pdf&view=true. - Макрообъект. - Текст : электронный. - Сведения доступны также на CD-ROM.
2. Борисова Н. А. Исследование процесса замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Борисова Н. А.// Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 38-44.
3. Глухов В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: курс лекций по учеб. дисц.. [учеб. пособие для студ. гуманит. и пед. вузов] / Глухов В. П. — М.. В. Секачев, 2015. — 256 с.
4. Козырева О. А. Роль игры в обучении и развитии детей с задержкой психического развития / Козырева О. А.// Практический психолог и логопед. — 2014. — № 1. — С. 55-65.
5. Костина Е.М. Вместе весело играть, развиваться, познавать - с. Выльгорт, Детский сад № 8 комбинированного вида - 2019г.
6. Кричевец Е. А. Игра в коррекционно-педагогическом пространстве / Кричевец Е. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 6. — С. 49-55.
7. Самостоятельная работа студентов вуза : практикум / составители: Т. Г. Неретина, Н. Р. Уразаева, Е. М. Разумова, Т. Ф. Орехова ; Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. - 1 CD-ROM. - Загл. с титул. экрана. - URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=3816.pdf&show=dcatalogues/1/1530261/3816.pdf&view=true . - Макрообъект. - Текст : электронный. - Сведения доступны также на CD-ROM.
8. Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР / И.И. Сунагатуллина, И.А. Александрова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 99-102
9. Тарасюк, Е. В. Проектная деятельность: практикум / Е. В. Тарасюк, А. П. Пономарев, А. В. Смирнова; Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. - 1 CD-ROM. - Загл. с титул. экрана. - URL : https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=4020.pdf&show=dcatalogues/1/1532649/4020.pdf&view=true . - Макрообъект. - Текст : электронный. - Сведения доступны также на CD-ROM.
10. Юшачкова, Т. Б. Организация работы психолога в образовании : учебное пособие / Т. Б. Юшачкова ; МГТУ. - Магнитогорск : МГТУ, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. - URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=2958.pdf&show=dcatalogues/1/1134825/2958.pdf&view=true . - Макрообъект. - Текст : электронный. - Сведения доступны также на CD-ROM.