Фрагмент для ознакомления
2
Актуальные проблемы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики
1. Обзор журнала «Дефектология» за 2023 год
Актуальными проблемами специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики являются:
- коммуникативное развитие детей с различными нарушениями (ОНР, РАС, заикание, с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- исследуются проблемы студентов с особыми потребностями, а также готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения;
- из нарушений речи чаще всего освещается проблема тяжелых нарушений речи, а также ОНР, алалии;
- рассматриваются психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью;
- отмечены проблемы слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами;
- анализируется зарубежный и отечественный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования;
- исследуются ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития.
2. Аннотации
1. Боголюбова-Кузнецова Д.В. Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС / Д.В. Боголюбова-Кузнецова, Е.Д. Вальковская, И.С. Константинова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 20–30.
В статье представлен анализ взглядов, которые высказывают как отечественные, так и зарубежные ученые и специалисты в области психологии и педагогики, касающихся вопроса о развитии коммуникативных навыков у детей, страдающих от различных расстройств, входящих в аутистический спектр. Подробно характеризуются различные подходы к изучению и анализу процесса развития коммуникации детей, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра. Обозначены механизмы развития коммуникативных способностей в онтогенезе, рассмотрены факторы, которые могут оказывать влияние на успешное или затрудненное развитие коммуникативных навыков у ребенка. В статье уделено особое внимание различиям, которые существуют между вербальными и невербальными компонентами коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с детьми, которые развиваются согласно норме. Что позволяет понять, как именно расстройства аутистического спектра могут влиять на коммуникативные способности у детей и какие методы и подходы могут быть наиболее эффективными для их коррекции и развития.
2. Иванова Е.А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения // Дефектология. – 2023. – № 2 – С. 69-78.
В статье представлена инновационная модель готовности к поступлению в высшие учебные заведения для выпускников с глубокими нарушениями зрения. Эта модель разработана специалистами, опирающимися на современные подходы компетентностного обучения. В процессе разработки особое внимание было уделено учету специфических требований, связанных с коррекционно-реабилитационной направленностью образовательного процесса, который проходит в рамках основного и старшего школьного образования. В статье детально рассматриваются и анализируются различные технологические подходы, направленные на подготовку абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к успешному поступлению в высшие учебные заведения. Эти технологии включают в себя комплекс мер, направленных на формирование у учащихся специализированных компетенций, которые являются ключевыми для их дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.
3. Соотнести отрасли дефектологии с направлениями их работы
1. сурдопедагогика
1. изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
2. тифлопедагогика
2. изучает вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
3. олигофренопедагогика
3. изучает вопросы воспитания и обучения с дефектами зрения;
4. логопедия.
4. изучает вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Ответ: 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 4.
Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С. Выготского
Конспект: Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей
Л.С. Выготский отмечает, что специальные школы страдают от стагнации в своей работе и подчеркивает важность того, чтобы связать педагогику, применяемую в работе с детьми с особыми потребностями, с общими принципами и методами социального воспитания. Он выделяет необходимость объединения специальной педагогики с педагогикой нормального детства.
Одной из основных проблем является то, что специальная школа создает изолированное окружение и развивает у детей навыки, которые только углубляют их изоляцию от общества. Несмотря на успешное преподавание устной речи, ребенок с нарушением слуха все равно не достигает должного уровня, поскольку его закрытое окружение с такими же детьми с нарушениями речи не стимулирует в нем потребности и желания в развитии речи.
Ученый указывает на то, что воспитание и обучение детей с особыми потребностями должны рассматриваться как проблема социального воспитания. Воспитатель должен справляться не столько с биологическими отклонениями, сколько с социальными последствиями, вызванными этими отклонениями. Психические особенности детей с дефектами возникают не прямо из физических отклонений, а скорее из социальных последствий, вызванных этими отклонениями. Если при воспитании заменить функции одного анализатора другим, одного из способов другим способом, это приведет к социальной компенсации тех или иных дефектов. Таким образом, в дефектном ребенке, с точки зрения психологии и педагогики, нужно видеть такие же возможности развития, как и в нормальном ребенке.
Основным принципом работы является преодоление или компенсация дефектов, но необходимо не столько ориентироваться на недостаток и болезнь, сколько на норму и наличие здоровья, которые сохраняются у аномального ребенка.
Психологические параметры дизонтогенеза
1. Вопросы
1. Роль временного фактора при определении характера аномалии. Чем раньше наступило поражение, тем больше шансов на недоразвитие, а чем позже - тем более очевидны признаки повреждения, связанные с разрушением структуры психических функций. Функциональные системы с коротким периодом развития чаще подвергаются ущербу. В сенситивные периоды, когда отдельные психические функции особенно восприимчивы, они более уязвимы и подвержены повреждениям.
2. Соотношение первичного и вторичного дефектов. Первичные нарушения проистекают из биологической природы заболевания, в то время как вторичные нарушения возникают в результате аномального социального развития. Вторичный дефект занимает ключевую позицию в психологическом анализе и коррекции нарушенного развития.
3. Психологические параметры дизонтегенеза:
1. Функциональная локализация нарушений (частный и общий дефект);
2. Время поражения – чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития;