Фрагмент для ознакомления
2
«Особенности разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, причины конфликта, профилактика конфликтов у дошкольников.
Аннотация. Конфликты – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, в том числе и детей старшего дошкольного возраста. Они возникают в различных ситуациях и могут быть вызваны разными причинами. Разрешение конфликтов является важным навыком, который дети должны освоить для успешного функционирования в обществе. Поэтому изучение особенностей разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста представляет большой практический и научный интерес.
В ходе работы были рассмотрены основные аспекты понятия и типов конфликтов детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что конфликты в этом возрасте могут возникать из-за различных причин, таких как соревнование за внимание взрослых, желание выделиться в группе, конфликты интересов и противоречия между детьми.
Особенно важным для контекста данного исследования явилось изучение конфликтов в среде дошкольников. Нами было выявлено, что в дошкольном возрасте воспитанники ещё недостаточно владеют регулятивными навыками, поэтому именно конфликтую ситуацию они не распознают как таковую. Со временем, как только начинаются развиваться коммуникативные навыки и уровень социализации повышается, дошкольники способны участвовать в урегулировании конфликта.
Annotation.Conflicts are an integral part of the life of every person, including children of senior preschool age. They occur in different situations and can be caused by different reasons. Conflict resolution is an important skill that children must learn to function successfully in society. Therefore, studying the characteristics of conflict resolution by children of senior preschool age is of great practical and scientific interest.
In the course of the work, the main aspects of the concept and types of conflicts in children of senior preschool age were considered. It was found that conflicts at this age can arise due to various reasons, such as competition for the attention of adults, the desire to stand out in a group, conflicts of interest and contradictions between children.
The psychological characteristics of conflict resolution in children of senior preschool age were also studied. It was noted that at this age children do not yet have full self-regulation skills and may experience difficulties in expressing their emotions and needs. However, as social skills and emotional intelligence develop, children become more capable of resolving conflicts. The work examined various methods and strategies for resolving conflicts among children of senior preschool age.
Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием взаимоотношений между детьми и резким увеличением количества конфликтов. Это связано с особенностями психического и социального развития детей в этом возрасте, таких как:
• Эгоцентризм
• Желание быть первым, главным
• Слабая способность к рефлексии и пониманию точки зрения другого
• Импульсивность и несдержанность
Конфликты являются неотъемлемой частью социальной жизни и имеют как негативные, так и позитивные последствия. С одной стороны, они могут приводить к стрессам, нарушениям взаимоотношений, а с другой - способствуют развитию социальных навыков, формированию устойчивости и адаптации к социальным ситуациям.Несмотря на то, что дети дошкольного возраста активно участвуют в конфликтах, их навыки конструктивного разрешения конфликтов часто недостаточно развиты. Они склонны реагировать на конфликты агрессивно или уходить от них.
Навыки разрешения конфликтов, приобретенные в дошкольном возрасте, имеют долгосрочные последствия для отношений с другими людьми и успешности в целом. Дети, которые научились конструктивно разрешать конфликты, более вероятно будут иметь здоровые отношения, успешно общаться и справляться с трудностями в будущем.