Фрагмент для ознакомления
2
Механизм управления объектами муниципальной собственности строится на принципах, таких как:
- сосредоточение функций по управлению муниципальной собственностью в одном управленческом органе;
- основным объектом управления должен стать единый объект, состоящий из земельного участка и улучшения, или имущественный комплекс;
- полная информация об объектах недвижимости на основе инвентаризации, идентификации и рыночной оценки;
- регистрация прав на принадлежащие муниципальным образованиям объекты недвижимости;
- выработка единых правил и процедуры принятия решений' по распоряжению объектами.
Рассмотренные принципы должны учитывать наличие следующих направлений:
- приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления объектов на безвозмездной основе;
- использование недвижимости в коммерческих целях;
- сокращение льгот при использовании объектов или муниципальной собственности;
- прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого и движимого имущества с обязательной публикацией в средствах массовой информации списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты недвижимости к движимому имуществу путем проведения торгов;
- упрощение процедуры или сокращение срока оформления прав пользования объектами недвижимого или движимого имущества;
- продажа объектов незавершенного строительства по рыночным ценам.
Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут (по-нашему мнению, должны) предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие инвестиционные проекты, которые выгодны и муниципальным образованиям и инвесторам.
Контроль за достижение вышеперечисленных целей и задач позволяет:
- увеличить доходы от эффективного использования муниципального имущества;
- перейти к использованию рыночных ставок арендной платы за муниципальное имущество;
- обеспечить полноту сведений в реестре объектов недвижимого и движимого имущества.
Определяя цели и задачи управления муниципальной собственностью, органы самоуправления учитывают и те проблемы, которые связаны с формированием муниципальной собственности и сложились в предшествующие периоды.
Муниципальная собственность изначально состояла также из некоторых доходных, высокорентабельных объектов социально-экономической инфраструктуры: магазинов, парикмахерских, ресторанов, транспортных и строительных предприятий. Затем они были приватизированы. Естественно, от их использования продолжают поступать налоги. Очевидно, что эти поступления составляют меньший доход, чем тот, который мог быть получен муниципалитетом, если бы эти предприятия остались в муниципальной собственности.
Кроме того, многие приватизированные предприятия в соответствии с действующим законодательством передали на баланс муниципальных образований объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Их передача на баланс органов местного самоуправления уменьшила местные имущественные активы муниципалитетов.
Следует отметить, что разграничение собственности - длительный процесс. Полагаем, что органам МС следует полагаться на местные ресурсы, т.к. они имеют возможность самостоятельно формировать муниципальную собственность (например, создание производственных объектов, приносящим муниципалитетам прибыль).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lwhsh74qbn982914529.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О приватизации государственного и муниципального имущества" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=lwhsiy1zfr342727366.
5. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 25.12.2021) "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70561/?ysclid=lwhsmfaae552504643.
6. Приказ Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 (ред. от 13.09.2019) "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123870/?ysclid=lwhso91agp72179645.
7. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208.
8. Стрельцова А. Н. Управление муниципальной собственностью как экономической основой местного самоуправления / А. Н. Стрельцова // Академическая публицистика. – 2024. – № 2-1. – С. 93-102.
9. Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью : Учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика» / И. Ю. Беляева, М. А. Измайлова, П. В. Кухтин, Е. А. Сычева. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2024. – 208 с.
10. Цай Е. Л. Совершенствование подходов к эффективному управлению муниципальной собственностью / Е. Л. Цай, А. А. Тимофеева, В. С. Филатов // Управление региональным развитием: новые вызовы - новые решения : сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов, Севастополь, 26–28 декабря 2023 года. – Севастополь: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2024. – С. 316-322.