Фрагмент для ознакомления
2
Начиная с 20-х и до середины 80-х гг ХХ в. философские дискуссии, преподавание философии в СССР велись вокруг проблемы отношения бытия и сознания. Эту проблему принято было называть «Основной вопрос философии». В этот период философские дискуссии, обязательно касались отношения бытия и мышления, решения основного вопроса философии. В преподавании философии вся история философии рассматривалась как противоборство двух направлений философской мысли: материализма и идеализма.
Работа посвящена знакомству с историей появления концепта «Основной вопрос философии» в истории западной интеллектуальной мысли, а также рассмотрению основных положений философской критики этой концепции с логической и методологической сторон.
Что такое «основной вопрос философии»?
Словосочетание «Основной вопрос философии» появилось в тезаурусе марксисткой философии. Оно обозначает вопрос, который позволяет проводит дифференциацию направлений, школ и учений в области философии на протяжение всей ее истории по двум основным направлениям, а именно материализма и идеализма.
Кто впервые сформулировал этот вопрос?
А.В. Ерахин писал, что «Основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию, впервые был четко сформулирован Ф. Энгельсом, который указал на две его стороны. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), другими словами – природа или дух? Материальное или идеальное? Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир, способно ли мышление познать мир таким, каким он существует в действительности» [3, с. 58]. Однако он подчеркнул, что как основной вопрос этот вопрос был именно сформулирован Ф. Энгельсом. Формулировка этого вопроса позволила найти онтологическое и гносеологическое основание для дифференциации всей философии. Однако Ф. Энгельс, как заметил, А.В. Ерахин, не полагал, что этот вопрос является единственным вопросом любой философии [3, с.59]. Действительно в работе «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии» Ф. Энгельс писал, что: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» [э9, с. 31]. Далее он сделал замечание, которое подтверждает не только мысль А.В. Ерахина о том, что вопрос об отношении бытия и сознания у Ф. Энгельса является единственно важным вопросом всей философии, но и указывает, что для его появления, формирования в истории культуры должны иметься определенные условия. Так, Ф. Энгельс писал, что «Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести всё своё значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья» [9, с. 32]. В связи с этим интерес представляет ситуация, способствующая тому, что идея Ф. Энгельса о существовании основного вопроса стала популярна, например, в советской философии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батищев Г. С. Избранные произведения. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. – 880 с.
2. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). – В 2-х кн.: Кн. 1. – М.: Экономика, 1989. – 304 с.
3. Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии // Философия и общество. №1(28). – 2016. – С. 57-67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnoy-ili-osnovnye-voprosy-filosofii (дата обращения - 14.05.2024).
4. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в семах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2005 – 304 с.
5. Карпов В.В., Карпова Е.В. Методологические основы психологии образовательной деятельности. В 3 т. Т. 1: Метасистемный подход. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 740 с.
6. Классен Э.Г. Идеализм и материализм – эти мелкие различия и великие противостояния. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики., № 11. Ч.2 - 2013. – С. 71-77. – URL: https://www.gramota.net/materials/3/2013/11-2/19.html (дата обращения - 15.05.2024).
7. Лебедев С.А. Онтология и философия микромира и макромира. // Журнал философских исследований, № 2. – 2022. - С. 3–16. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/51466/view (дата обращения - 15.05.2024).
8. Лебедев С.А. Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему // Гуманитарный вестник, вып. 4. – 2022. – URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2022-4-789 (дата обращения - 16.05.2024).
9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1985. – 128 с.