Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
РАЗДЕЛ 1. «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ТЕМА № 1 «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЕЕ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»
Текст № 1 «Что такое педагогическая деятельность?»
Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире.
Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов.
Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида:
а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку;
б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях.
К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других».
Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профессионально? Очевидно, да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального развития. Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичества и есть время учительства».
Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем наименование человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Недаром существуют мудрые слова: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству» Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой
специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической. Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности.
Вопросы и задания:
1.В чём состоит различие между понятиями «учитель» и «педагог»?
Всех ли учителей можно назвать педагогами?
Все ли педагоги являются учителями?
Ответ: Педагог является более широким понятием. Учитель осуществляет педагогическую деятельность в общеобразовательной организации, а педагог не ограничен каким-либо определенным учреждением, он может заниматься различными видами образовательной деятельности.
Да, все учителя являются педагогами, но не все педагоги являются учителями в формальном понимании этого слова. Так, к педагогам относятся и воспитатели детских садов, и тренера спортивных школ, и ученый, занимающийся исследованиями в области педагогики.
2.На какие два вида подразделяют педагогов по социальному статусу?
Как вы думаете, каких педагогов больше: формальных или неформальных?
Приведите имена неформальных педагогов (из вашего опыта, реальной практики, истории и пр.).
Ответ: Педагогов по социальному статусу подразделяют на профессионалов, кто обладает специальной подготовкой и получает заработную плату и на тех, кто выполняет воспитательные и обучающие функции, но при этом является специалистом другой области.
Больше педагогов неформальных, так как к ним относят родителей, наставников, лидеров объединений.
Из реальных исторических событий неформальным педагогом может называться Владимир Ильич Ленин, который в 1917 году повел за собой огромное количество народных масс. В моей практике, неформальные педагоги – это мои родители, которые являются примером, наставниками и советчиками.
3.Выпишите определение понятия «педагогическая деятельность».
Заполните схему, которая поможет вам запомнить данное определение:
4.
5.
6.
4.Дайте определение понятию «профессионально-педагогическая деятельность».
Ответ: Профессионально-педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников.