Фрагмент для ознакомления
2
Тема: История учения об афазии.
Задание 1: Приведите примеры дифференциации языковых единиц по сходству и комбинирования по смежности.
Афазии — это расстройства, связанные с потерей или нарушением способности использовать или понимать слова из-за повреждения мозга. Дифференциация языковых единиц по сходству может включать в себя различие между синонимами (например, "собака" и "пес"), антонимами ("горячий" и "холодный") и гиперонимами/гипонимами ("фрукт" и "яблоко"). С другой стороны, комбинирование по смежности включает в себя объединение слов, основываясь на их тематической, функциональной или пространственной связи (например, "молоко" и "хлеб" в контексте "завтрак"). В афазии сбои в этих механизмах могут привести к трудностям в выражении или понимании языка.
Задание 2: Нарисуйте схему коры больших полушарий и укажите участки, составляющие мозговую основу речи.
Задание 3: Назовите основные речевые зоны, места их локализации в коре головного мозга и выполняемые функции. Заполните таблицу:
Речевые
зоны Место локализации
в коре головного мозга Выполняемые функции Симптомы
поражения
Левый броковский регион (Бродманова область 44) Левое полушарие, боковая поверхность лобной доли Артикуляция и формирование речи Дисартия (нарушение артикуляции), афазия Бродмана 44 (нарушение способности формировать речь)
Левый теменной регион (Бродманова область 45) Левое полушарие, боковая поверхность лобной доли Понимание и формирование речи Афазия Бродмана 45 (нарушение понимания речи)
Зона Вернике Левое и правое полушарие, затылочные доли Связь между аудиальным и зрительным восприятием Синдром Вернике (смешанное нарушение восприятия речи и написания, обусловленное повреждением связей между аудиальными и зрительными центрами)
Височно-временные доли Левое и правое полушарие, височно-временные доли Обработка аудиальной и вербальной информации Осложнения в понимании аудиальной и вербальной информации, включая афазии и дислексии
Задание 4: Назовите отличия апракто-агностических расстройств от афазических. Заполните таблицу:
Параметры Апракто-агностические расстройства Афазические расстройства
Определение Нарушения, связанные с трудностями в выполнении целенаправленных движений (апраксия) и восприятии объектов (агнозия). Нарушения речи, включающие трудности с формированием и пониманием речи.
Причины Чаще всего связаны с поражениями теменных и затылочных долей мозга. Чаще всего вызваны поражениями лобной, височной или теменной долей левого полушария мозга.
Клинические проявления Трудности с идентификацией предметов (визуальная, тактильная агнозия), выполнением последовательных движений (апраксия). Проблемы с артикуляцией, пониманием, подбором слов, построением предложений.
Типы нарушений Апраксия (идеаторная, идеомоторная, конструктивная), агнозия (визуальная, тактильная). Броккова афазия, Вернике афазия, глобальная афазия, амнестическая афазия, прочие типы.
Методы диагностики Нейропсихологическое тестирование, МРТ, КТ. Нейропсихологическое тестирование, МРТ, КТ, аудио-видео записи речевой активности.
Методы лечения Лечение основано на восстановлении функций через повторение и тренировку движений, когнитивная реабилитация. Логопедическая терапия, медикаментозное лечение, когнитивная реабилитация.