Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Определение и характеристики постмодерна и постмодернизма 4
2 Влияние постмодерна на социально-культурное зрелище 6
3 Соотношение концептов «модерн», «постмодерн», «afterпостмодерн» и типов рациональности 8
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В эпистемологии постмодернизма актуализируется эстетический модус познания, просматривается перспектива трансформации Homo sapiens (человека разумного) в Homo sensus (человека чувствующего). Подобная трансформация неизбежно связана с пересмотром ряда ключевых импликаций философского дискурса, прежде всего в трактовке содержания познавательного опыта человека и акцентуации его семиотической (знаковой) природы .
Массовая культура привела к повсеместной имитации реальности эстетическими образами, к фетишизации и мифологизации «вещи». Видимость, симулякры (вещественные подобия) в постмодернистской картине мира подменяют собой реальность. Предметная действительность, повседневная жизнь рассматривается здесь как семиотическая среда, раскрывающаяся на стыке культурных языков, практик и стилей. Массовая культура способствует эстетизизации повседневности, формирует устойчивую матрицу миропонимания, определяет систему ценностей в ситуации постмодернистской неопределенности ценностных координат человеческого бытия.
Постмодернистская рефлексия раскрывает социальные отношения человека в качестве закрепленных в фоно- и логоцентрических конструкциях языка с помощью дискурсов власти.
Целью данной работы является рассмотрение понятий «постмодерн» и «постмодернизм», анализ основных установок постмодернистского типа мышления.
1 Определение и характеристики постмодерна и постмодернизма
Понятие «постмодерн» описывает отрезок времени и отражает потребность художника определенным образом обозначить процессы, которые в нем происходят. Переход общества и культуры в эпоху постмодерна, по мнению Ж.-Ф. Лиотара, начался с конца 50-х гг. XX столетия . Маркером этого перехода стали изменения, которые позволили говорить о новых состояниях человека и формах общественной жизни. И если постмодерн – это историческое время, то постмодернизм – это способ рассуждения об этом времени, средства и форма выражения представлений об обществе и культуре в конкретную эпоху. Термин «постмодерн» определяет социальные признаки: экономические, политические, этнические, гендерные, технологические; а «постмодернизм» определяет весь культурный сегмент: искусство, литературу, философию или современный этап развития культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бессонов Б.Н., Бирич И.А., Волобуев В.А., Ермоленко Г.А., Жукоцкая А.В., Кожевников С.Б., Кондратьев В.М., Сахарова М.В., Туйцын Ю.В., Черезов А.Е., Черненькая С.В., Чесноков Г.Д. Истрия и философия науки. Учебно-методическое пособие. Москва, 2020. С. 39-45
2) Вандалковский Е. В. Театрализованные представления ХХI века: от модерна к постмодерну // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. С. 12-31
3) Клименко А.Б. Соотношение концептов «модерн», «постмодерн», «afterпостмодерн» и типов рациональности//ДОНЕЦКИЕ ЧТЕНИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ИННОВАЦИИ, КУЛЬТУРА И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Материалы V Международной научной конференции. Том 9. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 43-45
4) Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. : Ин-т эксперим. социологии; СПб. : Алетейя, 1998.159 с.
5) Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: пост-постмодернизм // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. 21. № 1-2(101-102). С. 53-62
6) Плотникова Г. Г. Влияние постмодерна на социально-культурное зрелище//СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 415-420
7) Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М. : Канон+, 2015. 376 с