Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 20.
1. Источники информации о лицах, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений.
Для исследования преступности и получения достоверной информации существует широкий спектр источников. Одним из основных является уголовная статистика, которая предоставляет агрегированные данные о преступлениях, исходя из официальной регистрации уголовных дел.
Документы первичного учета также являются ценным источником информации о преступности. Они содержат детализированные сведения о правонарушениях, фиксируемых в документах правоохранительных органов, и служат важным источником для анализа и изучения преступности.
Материалы уголовных дел являются неотъемлемой частью источников информации о преступлениях. Они содержат подробные записи о преступлении, включая документацию о расследовании, результаты экспертиз, показания свидетелей и другую информацию.
Помимо этого, можно обратиться к другим документам, которые содержат сведения о преступлениях и преступниках. Это может быть информация, полученная от самого преступника, пострадавшей стороны или других участников происшествия.
В целом, для получения надежной и полной информации о преступности необходимо использовать различные источники. Знание основных источников данных позволяет проводить исследования, анализ и оценку преступности на профессиональном уровне.
Преступность, как социальное явление, является неотъемлемой частью индивидуального поведения людей. В криминологии основное внимание уделяется анализу закономерностей преступного поведения, исследованию лиц, совершивших правонарушения. В рамках изучения личности преступника в криминологии выделяются шесть групп признаков, которые помогают выявить причины, побуждающие к совершению конкретных преступлений, а также индивидуальные особенности личности преступника.
Изучение личности преступника, как правило, включает сбор информации по нескольким основным направлениям:
1) Анализ уголовно-правовых признаков, которые характеризуют совершенное преступление до его изучения, а также наличие рецидива преступлений и других подобных факторов.
2) Изучение социально-демографических характеристик, таких как пол, возраст, образование, занятие, семейное положение и т.д.
3) Анализ социальных проявлений в различных сферах жизни, включая быт, досуг и работу.
4) Проведение исследования нравственных качеств личности, таких как взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные стремления и отношение к уголовно-правовым запретам и прочим подобным аспектам.
5) Изучение психологических характеристик, включая развитие интеллекта, воли, уровень самосознания и потребностно-мотивационную сферу.
6) Анализ физических особенностей, таких как состояние здоровья, наличие наследственных факторов, инвалидность, алкоголизм, наркомания и прочие подобные аспекты.
Исследование всех указанных аспектов позволяет получить всестороннее представление о личности злоумышленника, что значительно усиливает способность анализировать мотивы, действия и особенности совершенных им преступлений. При изучении личности преступника выявляются общие закономерности, что дает криминологии возможность не только анализировать отдельного исполнителя преступления, но и понимать общие характеристики преступников в качестве определенной социальной группы.
Систематизация данных, полученных в ходе изучения личности преступников, позволяет классифицировать собранную информацию посредством ее группировки и типологии.
При проведении группировки осуществляется разделение изученной статистической выборки на определенные категории. Выделение этих категорий производится на основе критерия статистической распространенности одного или нескольких признаков. Самые распространенные группировки осуществляются по таким признакам, как пол и возраст, городское или сельское место жительства, а также постоянное место жительства или миграция. Кроме того, для классификации преступников используются такие признаки, как гражданство, состояние преступника в момент преступления (находился ли он в состоянии алкогольного опьянения или был абсолютно трезв), а также характер преступного поведения (было ли оно преднамеренным или неосторожным и т.д.).
При построении группировок могут учитывать и сразу несколько признаков, например характер совершенного преступления и род занятий (кражи -работающие, не работающие).
В отличие от группировки типология строится на учете существенных признаков, причинно связанных с преступным поведением.
Криминологическая типология личности направлена на решение диагностических, объяснительных и прогностических задач. В своей основе она включает три группы признаков: первая группа отражает степень искажения личности, способствующую криминальному поведению; вторая группа отражает характер такого искажения; третья группа раскрывает процесс становления личности на путь преступлений.
В связи с этим различными авторами выделялись разные типы преступников, включая случайного, профессионального, привычного и другие. Преступники данных типов отличались явно выраженными антиобщественными взглядами и стремлениями, а также совершали преступления в необычных и нетипичных ситуациях. Был также упомянут промежуточный тип - случайный преступник. Однако в этом контексте следует отметить другой важный тип личности - криминогенный, который в свою очередь представляет собой последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный типы.
Помимо этого, выделяют различные виды преступников - насильственных, корыстных и корыстно-насильственных. Проблема личности преступника является важной составной частью данной темы и позволяет
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Босхолов С.С. Понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования / С.С. Босхолов, Е.З. Сидорова. – DOI 10.24411/2312-3184-2020-10056. – EDN FDLMSK // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2020. – № 3. – С. 66–73.
2. Головин А.Ю. Антикоррупционное просвещение в системе мер предупреждения коррупции на современном этапе / А.Ю. Головин, Н.В. Бугаевская. – DOI 10.17150/2500-4255.2022.16(3).311–319. – EDN MDUPIH // Всероссийский криминологический журнал. – 2022. – Т. 16, № 3. – C. 311–319.
3. Бахтаирова Е.А. Оценка уровня коррупции как составляющая интегрального показателя государственного управления: зарубежный опыт и российская практика / Е.А. Бахтаирова, А.В. Анганова. – DOI 10.17150/2411-
6262.2021.12(4).15. – EDN SGMQEL // Baikal Research Journal. – 2021. – Т. 12, № 4. – C. 15. – URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24851.
4. Дамм И.А. Антикоррупционная криминологическая безопасность как новое направление научных исследований / И.А. Дамм. – DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(6).734–743. – EDN LNXFOT // Всероссийский криминологический журнал. – 2021. – Т. 15, № 6. – С. 734–743.
5. Toklo S. The effects of corruption perception on political participation: evidence from Africa / S. Toklo // Bulletin of Perm University. Political Science. – 2022. – Vol. 16, no. 2. – С. 109–122.
6. Сидорова Е.З. Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде / Е.З. Сидорова. – DOI 10.19073/2658-7602-2021-18-4-423-432. – EDN THKHUM // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 423–432.
7. Ильичев И.Е. МВД России в системе противодействия коррупции / И.Е. Ильичев. – EDN VWPDPJ // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 1. – С. 28–42.
8. Вихляев А.А. Правовая пропаганда как средство формирования антикоррупционного поведения / А.А. Вихляев, Д.А. Харламова. – DOI 10.24412/2687-0185-2022-1-21-23. – EDN DIXQBQ // Криминологический журнал. – 2022. –№ 1. – С. 21–23.
9. Маллаев Д.М. Воспитание российского патриотизма как понятие общенациональной объединяющей идеи /Д.М. Маллаев, О.А. Бажукова. – EDN RCCQMF // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2013. – № 3. – С. 62–66.
10. Османов М.М. Внешнеэкономическая безопасность как составляющая экономической безопасности страны: правовой и экономический аспекты / М.М. Османов, Г.С. Султанов. – EDN BCVMLS // Вестник Екатерининского
института. – 2022. – № 2. – С. 93–96.
11. Роман Е.М. Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции в России и уголовно-исполнительной системы РФ / Е.М. Роман, С.А. Юнусов. – EDN VVQFAD // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1. – С. 369–370.
12. Соловьев А.А. Комплекс мер антикоррупционной направленности в государственных и муниципальных учреждениях / А.А. Соловьев, А.Л. Хуршудян. – DOI 10.17150/2500-4255.2020.14(2).256-267. – EDN HNMEVS // Всероссийский криминологический журнал. – 2020. – Т. 14, № 2. – С. 256–267.
13. Мельникова А.Л. Роль кинематографа в проведении антикоррупционного просвещения: мировой опыт /А.Л. Мельникова, А.С. Мицул. – DOI 10.21202/2782-2923.2022.1.122-135. – EDN QNGVUI // Russian Journal of Economicsand Law. – 2022. – Т. 16, № 1. – С. 122–135.
14. Малько А.В. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти /А.В. Малько, Р.С. Маркунин. – DOI 10.17150/2500-4255.2018.12(5).678-688. – EDN SOQXVR // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12, № 5. – С. 678–688.
15. Сидорова Е.З. Федеральная уголовная политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде(на примере правовых актов Президента России) / Е.З. Сидорова. – EDN FKOOGU // Алтайский юридический вестник. – 2021. – № 3. – С. 110–113.