Фрагмент для ознакомления
2
1. Организация упра¬вления на предприятиях различных
организационно-правовых форм хозяйствования
Управленческая деятельность на предприятиях любой организационно-правовой формы осуществляется по нескольким важнейшим направлени-ям: организация взаимодействия с внешней средой; корректировка произ-водственной структуры в соответствии с требованиями рынка; регулиро-вание организационно-экономических связей между структурными под-разделениями предприятия; создание механизмов регулирования поведе-ния работников на предприятии.
Система управления предприятием должна соответствовать его организа-ционно-правовой форме и регулируется нормативно-правовой документа-цией. Несмотря на большое разнообразие организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, могут быть выделены три важ-нейшие группы, которые имеют самые принципиальные различия в управ-лении: государственные; которые основаны на долевой или совместной собственности с формами управления демократического характера (хозяй-ственные общества и товарищества, производственные сельскохозяйствен-ные кооперативы); те, которые основаны на долевой собственности, но с недемократичными формами управления (товарищества на вере) .
В большом количестве организационно-правовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, которые основаны на долевой или сов-местной собственности, сохраняется участие собственников земельных до-лей и имущественных паев в управлении производством. При всем этом выделяются три модели внутрихозяйственного управления.
Наиболее распространенной моделью предусматривает централизация важнейших функций внутрихозяйственного управления в администрации предприятия, в состав которой включены руководитель хозяйства и колле-гиальные органы (общее собрание, правление, совет и др.). Администра-ция избирается общим собранием и подотчетна ему по всем основным во-просам хозяйственной деятельности. Характерной особенностью является формирование общих фондов предприятия, из которых производят пла-тежи государству, обеспечиваются финансами расходы на производствен-ные и социальные нужды, выполняются выплаты дивидендов работникам, создаются при необходимости резервы финансового характера. Хозяй-ственная самостоятельность первичных трудовых коллективов в данной модели управления остается недостаточно высокой.
Второй моделью предполагаются более широкие полномочия первичных трудовых коллективов в решении вопросов текущего характера, которые касаются деятельности собственного подразделения. Они могут самостоя-тельным образом продавать собственную продукцию, распоряжаться по-лученным доходом. На каждое отдельно взятое подразделение в бухгалте-рии заводятся лицевые счета, из которых по определенным нормативам отчисляют средства на содержание административно-управленческого персонала и пр. хозяйственные нужды. Администрация сосредоточивает у себя функции взаимодействия с внешней средой, разрабатывает стратегию и тактику рыночного поведения предприятия .
Третья модель управления основана на предоставлении коллективам про-изводственных и обслуживающих подразделений практически полной са-мостоятельности в осуществлении деятельности: реализации продукции, взаиморасчетах с другими предприятиями, уплате налогов, распределении прибыли и т. д. Такие структурные подразделения могут иметь счета в банках, создавать свои фонды. Руководитель и коллегиальные органы управления предприятием (правление, совет) выполняют при этом глав-ным образом обслуживающие функции.
Нужно рассмотреть систему управления в государственных и муници-пальных унитарных предприятиях. Регламентирование деятельности госу-дарственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения производится «сверху» (уполномоченным органом) согласно таким направлениям: назначение на должность руководителей, заключение с ни-ми контрактов, утверждение уставов, осуществление функций контрольно-инспекционного характера. По прочим вопросам такого рода предприятие осуществляет деятельность и управляется аналогичным образом иным субъектам рынка. По отношению к унитарным предприятиям, основание которых было на праве оперативного управления (это федеральное казен-ное предприятие), собственником (государством в лице органов исполни-тельной власти) осуществляется управление прямого характера, включая и хозяйственными функциями : назначаются и снимаются руководители и специалисты, устанавливаются задания плана, определяется величина оплаты труда, финансируются программы, проводится оперативный кон-троль нах финансово-хозяйственной деятельностью и т.д.
Рассмотрим управление в хозяйственных обществах. Согласно ГК РФ, процесс управления деятельностью полного товарищества происходит со-гласно общему согласию всех участников, однако в учредительным дого-воре товарищества могут предусматриваться случаи, когда решение при-нимают простым большинством голосов. У участника полного товарище-ства имеется один голос в том случае, если в учредительном договоре не предусмотрен другой порядок установления количества голосов. В каче-стве высшего органа управления товариществом на вере выступает собра-ние полных товарищей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Годин, С. Разрешительный маркетинг [Текст] / С. Годин. – М.: Аль-пина Паблишер, 2016. – 236с.
2. Голубенко, О.А. Управление на предприятиях агропромышленного комплекса [Текст] / О.А. Голубенко, Н.И. Таджинова // Символ науки. – 2017. – Т. 2. - №4. – С.60-63.
3. Егоршин А.П. Маркетинг организации [Текст] / А.П. Егоршин. – СПб.: Питер, 2016. – 384с.
4. Жидкова, Е.А. Подходы к управлению агропромышленным ком-плексом в условиях модернизации экономики страны [Текст] / Е.А. Жид-кова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 1. - №7. – С.43-49.
5. Забирова, К.Р. Особенности управления в агропромышленном ком-плексе [Текст] / К.Р. Забирова, М.И. Мокрушина, Р.Ф. Гарифуллин // Пер-спективы устойчивого роста АПК: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Омск: ОГАУ им. П.А. Столыпина, 2017. – С.592-595.
6. Кучин Б.Л. Стратегический маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Б.Л. Кучин (и др.). – М.: Наука и образование, 2014. - 320с.
7. Магомедкеримова, С.А. Принципы эффективного маркетинга в дея-тельности организации [Текст] / С.А. Магомедкеримова // Практический маркетинг: Материалы III студенческой международной научно-практической конференции. – М.: Московский экономический институт, 2018. – С.228-231.
8. Манн И.Б. Арифметика маркетинга для первых лиц [Текст] / И.Б. Манн. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 168с.