Фрагмент для ознакомления
2
психических явлений, как мысли и фантазии.
1. Сознательный уровень - это тот уровень, на котором мы осознаем свои мысли, чувства, желания и восприятия. Здесь находятся все явные процессы, которые мы осознаем в нашем повседневном опыте.
2. Подсознательный уровень - на этом уровне содержатся информация и опыт, которые не находятся непосредственно в сознании, но могут быть легко вызваны в память. Это может быть как близкое к сознанию состояние, так и более отдаленные воспоминания.
3. Бессознательный уровень - это наиболее глубокий и недоступный для непосредственного осознания слой психики. Здесь находятся те идеи, чувства, желания и воспоминания, которые человек или подавил, или забыл, или не осознал. Бессознательное играет важную роль в формировании нашего поведения и эмоций, и его содержание может проявляться через сны, свободные ассоциации и в других формах.
Согласно Фрейду, невроз возникает из-за конфликта между сознательным и бессознательным. Психические конфликты, которые не могут быть разрешены на уровне сознания, переносятся в подсознание и могут проявляться в виде различных симптомов невроза.
Предсознательный уровень также играет важную роль в патогенезе невроза. Это уровень, на котором находятся материалы, которые находятся на грани сознания, но могут быть вызваны в него при определенных условиях. На предсознательном уровне может происходить переработка конфликтных материалов и их попытки интеграции.
Таким образом, отношение между сознательным, бессознательным и предсознательным играет ключевую роль в формировании невроза. Психические конфликты, неспособные быть решенными на уровне сознания, могут привести к вытеснению в бессознательное, что в свою очередь может вызвать симптомы невроза. При этом на предсознательном уровне происходит постоянная борьба между различными частями психики, что также может влиять на развитие невроза.
3.Психосексуальные фазы развития в теории З. Фрейда.
В периоде психосексуального становления З. Фрейд выделил 5 фаз, отражающих своеобразие психосексуального развития:
1. Оральная фаза: возрастной период – от рождения до полутора лет.
Зона сосредоточения либидо: Кормление материнской грудью удовлетворяет потребность в еде и удовольствии. Затем, с развитием зубов, добавляется удовольствие от кусания.
Задачи развития и опыт: Фаза, в течение которой развивается осознание действительности. Важен постоянный телесный и эмоциональный контакт с ребенком, обеспечение базисных потребностей, поскольку ребенок полностью зависим от матери.
Тип личности характера при фиксации: В противном случае из оральной фазы вырастают такие психологические проблемы и соответствующие личностные черты, как чувство собственной ненужности, повышенной зависимости от других, неадекватности, недоверчивости, неспособности принять любовь, завистливости, жадности.
Пример оральной фиксации – связывание получения удовольствия с оральной областью (курение, обжорство, тяга к спиртному, поцелуям и др.). В психоанализе проблемы этого ряда получили название “оральная фиксация”.
Психосоциальный исход: если не преодолеть этап, возможны проблемы с зависимостью и уверенностью в себе.
2. Анальная фаза: возрастной период – от полутора до трех лет.
Зона сосредоточения либидо: В соответствии с теорией З. Фрейда, в этот период зона ануса становится определяющей — ребенок овладевает актом дефекации. Сопряженные с ним удовольствие, произвольная задержка или осуществление акта становятся определенным моментом формирования личности.
Задачи развития и опыт: Родители и взрослое окружение, как известно, уделяют специальное внимание процессу овладения ребенком деятельностью ануса. Различный уровень дисциплинирования ребенка со стороны родителей и их отношение к его поведению в этот период, по З. Фрейду, влияют на формирование таких личностных черт и проблем, как бережливость, скупость, аккуратность, упрямство, открытость выражения отрицательных чувств, степень личной независимости, осознание своей значимости и др. Тип личности характера при фиксации: Анальная фиксация выражается в том, что клиент чувствует свое бессилие, стремится определить, кто он и что он может; высказывание “я не знаю себя” — типичное ее проявление.
Психосоциальный исход: непреодоленные проблемы на этом этапе могут привести к проблемам с авторитетом и контролем взрослого возраста.
3. Фаллическая фаза: возрастной период – в возрасте от трех до шести лет.
Зона сосредоточения либидо: основной зоной, по З. Фрейду, является область гениталий, которая вызывает интерес и попытки манипулирования, включая и противоположный пол. З. Фрейд утверждал, что в этом возрасте возникает эдипов комплекс у мальчиков (когда мать выступает объектом любви) и комплекс Электры (термин учеников Психодинамическое направление З. Фрейда), когда девочка стремится добиться одобрения и любви отца. Открытие того факта, что “на месте выпуклости у девочек впуклость” ведет к возникновению “комплекса кастрации” у мальчиков и “зависти к пенису” у девочек.
Задачи развития и опыт: Данная фаза имеет решающее значение в идентификации с соответствующим полу ролевым поведением, в процессе которого огромную роль играет общение родителей с ребенком, у которого проснулась хоть и детская, но сексуальность.
Тип личности характера при фиксации: Неверное, (построенное на запретах) воспитание в этой фазе приводит к таким психологическим проблемам и чертам, как низкое самоуважение, гипертрофированное чувство вины, конфликтность, категоричность.
Психосоциальный исход: неудачное преодоление этого этапа может привести к сложностям в формировании здоровых отношений взрослом возрасте.
4. Латентная фаза: возрастной период – с шести до двенадцати лет, т.е. после разрешения эдипова комплекса. Проблемы сексуальности отходят на второй план. Их замещают интересы, связанные с учением, спортом, общением со сверстниками, в более широком плане — с социализацией. К этому времени в основном сформированы Ид, Эго и Супер - Эго, как и отношения между ними. В латентной фазе происходит формирование представлений о внешнем мире, которое может приводить к психологическим проблемам: отрицательная “Я+концепция”, чувство неполноценности в социальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих соперничества; чувство неуверенности по отношению к учению; ценностные конфликты и др.
Личность при фиксации может быть склонна к перфекционизму, ригидности или даже обсессивно-компульсивным проявлениям.
Пример фиксации – острая навязчивость в выполнении заданий и требований. Психосоциальный исход – по концепции Эриксона, это стремление к индустриальности и компетентности, развитие интересов к учебе и профессиональному росту.
5. Генитальная фаза: возрастной период – от двенадцати (пубертат) до восемнадцати лет и далее, по З. Фрейду, до старости.
Зона сосредоточения либидо: область удовлетворения – половые органы; способы удовлетворения – половая активность и близость с партнером
Задачи развития и опыт: развитие половой идентичности, формирование интимных отношений, освоение сексуальности. На этой стадии подростки, несмотря на сексуальность и сексуальное экспериментирование, научаются трансформировать свою сексуальную энергию в различные приемлемые виды социальной активности (сублимация). Они учатся устанавливать отношения с противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, “примеряют” различные социальные роли и формируют способность “любить и работать”, завершая процесс идентификации собственного “Я”.