Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание 1
Системная схема диссертационной работы
Наука, на какой бы ступени она ни находилась, представляет собой не простую совокупность сведений о мире, набор информации, а определённую систему знаний. Эта система находится в непрерывном развитии. На границах этой системы с непознанными надсистемами постоянно происходят прорывы в область неизвестного, реализуется процесс добывания новых знаний. Если всю область знаний человечества условно изобразить в виде поля, то очевидно, что это поле будет состоять из множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой отдельные области знаний. Эти области – элементы системы знаний – в свою очередь являются подсистемами и т. д.
Влияние НИР на систему научных знаний
Любая научно-исследовательская работа (НИР) приносит новые знания, которые становятся новым элементом системы научных знаний (подсистемой) и влияют на многие уже существующие элементы этой системы, деформируя и видоизменяя их. Степень этого влияния различна, но она имеется всегда.
Отсюда следует, что результатом любой НИР должна быть система знаний. Любая НИР становится возможной лишь тогда, когда она основана на системном мышлении, при котором сами исследования должны рассматриваться как система. Другими словами, работа становится научно-исследовательской, если вся совокупность составляющих её действий рассматривается как система. А раз это так, то можно выделить целый ряд связанных между собой элементов этой системы, представляющих собой действия, которые с небольшими отклонениями будут одинаковыми при любой тематике НИР в любой отрасли знаний. Собственно, исследования начинаются с выбора и формулировки темы НИР. Затем так же, как и при решении любой профессиональной задачи, следует доказать актуальность выбранной темы. В результате этих доказательств может оказаться, что тема неактуальна. Тогда нужно вернуться к первому действию, пересмотреть формулировку темы, выбрать другой объект для исследования.
Общие выводы
Системная схема НИР
Если актуальность темы доказана, далее следует формулировка цели работы как системообразующего компонента системы. Цель должна вытекать из актуальности как необходимость устранения недостатка предмета исследований. Затем следует сформулировать необходимые для исследований элементы понятийного аппарата и задачи исследований (определить, что нужно делать, чтобы достигнуть цели). Задачи определяются как выводы из анализа предмета исследования и литературных данных в области объекта исследований. Решение задач должно привести к достижению цели. Достигнута ли цель, можно определить путём опытного опробования результатов решения задач, а также с помощью выводов, вытекающих из анализа полученных результатов. Поскольку ни одна тема не может быть разработана так, чтобы у предмета исследований не осталось недостатков, очевидно, что работу можно развивать и продолжать на основе достигнутых результатов. Поэтому завершать работу целесообразно, сформулировав рекомендации по её продолжению и освоению её результатов. Таким образом, элементы любой исследовательской работы можно разделить на три основных блока: постановочный (от формулировки темы до определения задач работы включительно), исполнительский (решения задач) и проверочный (опытное опробование, выводы и рекомендации)
Назначение диссертационной работы, её структура и особенности.
В «Положении о порядке присуждения учёных степеней», утверждённом Правительством РФ 30.01.2002 года, назначение и содержание диссертационной работы определены следующим образом.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Отсюда следует, что рассмотренную выше схему НИР можно принять за укрупнённую системную схему диссертационной работы. Рассмотрим теперь элементы этой схемы как её подсистемы. Структуры этих подсистем определяют структуру и особенности диссертационной работы.
Тема диссертационной работы
Чёткое определение понятия «тема диссертации» в литературе отсутствует. В специальной литературе по диссертационным исследованиям страшная путаница понятий «тема», «проблема», «задача» и т. п., например, Г.И. Андреев с соавторами идентифицируют тему с проблемой и дают рекомендацию: «Название темы должно отражать научную проблему (задачу) диссертации, т. е. целесообразно сочетать предмет и научную цель исследований». В результате появляются головоломные формулировки тем диссертаций, от которых уже и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) приходит в ужас. Председатель экспертного совета ВАК по педагогике и психологии академик РАО Д.И. Фельдштейн при-водит примеры таких формулировок: «Системная ориентация проект-но-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов»; «Развитие педагогического кадрового потенциала современного инновационного университета в процессе диверсификации образования»; «Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнёрства на основе программно-целевого педагогического менеджмента» .
Общее определение, которое даётся в словаре иностранных слов: «Тема – предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения». Однако одного предмета для характеристики направления исследований недостаточно. Необходимо показать область, в которой будут проводиться исследования, область научных изысканий диссертационной работы. Эту область называют объектом исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Можно согласиться с Н.Г. Пудовкиной и принять, что формулировка темы диссертационной работы должна состоять из формулировок объекта и предмета исследований.
Доказательства актуальности выбранной темы
Доказательства актуальности темы составляют содержание введения к диссертационной работе, поскольку на этом этапе никаких данных для определения и формулировок других элементов понятийного аппарата и результатов работы исследователь ещё не имеет. Эти данные будут появляться по мере анализа исходных и литературных данных, который будет проводиться в первой главе диссертации, после введения. На практике, особенно в диссертациях по гуманитарным специальностям, часто телегу ставят впереди лошади и показывают все элементы понятийного аппарата, и даже результаты исследований, во введении. Это нарушает системность работы и снижает её качество, так как становится непонятным, откуда и каким образом появились перечисленные в таком введении формулировки. Обоснование и определение этих формулировок – это тоже исследования, умение выполнять их составляет важную часть квалификации учёного. Перечисление элементов понятийного аппарата, действий, совершенных в процессе работы, результатов работы и других сведений, составляющих краткую характеристику выполненной работы, уместно в аннотации (кратком содержании работы), которая не является частью НИР – это приложение, назначение которого облегчить заинтересованным лицам ознакомление с содержанием работы. А во введении должны быть приведены доказательства актуальности выбранной для исследований темы и вытекающая из этих доказательств формулировка цели.