Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях информационной революции и развивающейся глобализации в мире неуклонно возрастает значение религиозного воздействия на людей, изменяющих направление духа и ума групп, общностей, личностей. В окончании XX века по разным общественно-политическим и социально-экономическим причинам вместе с мировыми религиями стали все более активно действовать, охватывая при этом все новые пространства нетрадиционные религиозные секты и организации.
Деятельность сект в целом признается противоправной, поскольку при анонсировании своих мероприятий, рекламе и публичных выступлениях, реализации своей вербовочной деятельности, а также при частных встречах с потенциальными адептами, вербовщики и лидеры религиозных сект нарушают право каждого человека на владение полной и достоверной информацией о той организации, членом которой ему непосредственно предлагается стать.
В сектах в эпоху современности на регулярной основе и совершенно не контролируемо со стороны существующих как государственных органов, так и общественности совершаются преступления против общества и личности – в большинстве своем, это совершение преступлений в социальной сфере, финансовые махинации, разрушение семей, насилие над детьми, склонение к суициду, убийства по псевдорелигиозным и религиозным мотивам, подготовка к совершению и совершение различных террористических актов, деятельность по разжиганию межрелигиозной розни, причинение вреда физическому, духовному и психическому здоровью человека.
Удерживаемые внутри секты при помощи использования специальных психологических методик по контролю сознания, жертвы сект по факту «выпадают» из обычной, семейной и общественной жизнедеятельности, им прививается множество фобий, что становится основной причиной формирования неврозов и иных психических расстройств. Таким образом секты представляют опасность как для личности, так и для всего общества.
1. Характеристика и классификация сект
Одной из главных черт, которые характеризуют современное состояние религии, выступает возникновение большого числа организаций, традиционно называемых сектами, а также их активная деятельность в условиях современности.
В соответствии с теологическим подходом, секта (восходит к лат. secta от sequi – повиноваться, следовать за кем-то, а также к слову secare – отсекать) – это характеризующееся не очень долгим сроком существования религиозное течение, которое отделилось от основного религиозного направления, подвергло значительной ревизии его вероучение, сформировавшее собственную организацию. Этимология слова в существенной степени определяет сущность данной религиозной группы, которая возлагается харизматическим лидером, в некоторых случаях образующем особое религиозное направление и отсекающим людей от начальной религиозной целостности, как мировоззренческой, так и организационной.
Понятие секты в теологической традиции непосредственно связано с понятиями лжеучения (ложного учения) и ереси. Данные понятия религиоведы применяют с особой осторожностью, в следствии с их изначально негативной окрашенности. В большинстве случаев, термин «секта» применяется с целью обозначения организации или группы, а «ересь» – для по большей части неортодоксальных учений, носителями которых могли выступать и секты. В религиоведении вместо них, как правило, используют категории новые религиозные движения (НРД), объединения (НРО), или культы [5].
Для сект характерными чертами являются:
недолгий период существования;
культивирование со стороны адептов очень преувеличенных представлений о личности лидера, который не только основал данное объединение, но и принес людям истину;
разногласия в доктринах с традиционными религиями.
Попытки относительно классификации «сект» предпринимались достаточно давно. Стоит отметить классификацию, которая была одобрена Святейшим Синодом РПЦ в 1860-х гг. Данная классификация выделяла: 1. Не признававших Иисуса Христа Сыном Божиим; 2. Отвергавших «власти богоустановленные» и Таинства; 3. Допускавших «человекобожие» при «наружном общении»; 4. Посягавших на оскопление других и себя; 5. Отвергавших молитву за царя; 6. Признававших временные супружеские союзы и отвергавших церковный брак [7].
В настоящее время существует большое количество различных классификаций сект, ввиду их особого разнообразия следует отметить в большей степени распространенные.
Классификация сект по типам лидерства:
харизматические секты, деятельность и образование которых напрямую связаны с появлением тех или иных пророков, провидцев и т.п.;
иерархические секты, которые воспроизводят организационные структуры по типу церкви; их члены подчиняются руководству, в соответствии с убеждением, что получили права руководства по определенному уставу, который имеет легализующую силу; квалификация таких общин зачастую вызывала споры (так, традиционное католическое и православное богословие меннонитство относило к сектам, но с религиоведческой точки зрения данная община должна быть квалифицироваться по-другому);
теократические секты, стремящиеся к образованию теократической религиозной организации;
тоталитарные секты. Определение исследователя А. Л. Дворкина; далеко не все религиоведы согласны с этим термином и выделением такой разновидности и они, соответственно, не применяются) они связаны с наличием достаточно жесткой системы лидерства, реализацией тотального контроля над всеми сферами жизни адептов [3].
Рис. 1. Классификация новых религиозных движений (сект) по типологии руководства
Также часто встречаются организации смешанного типа, которые сочетают в себе разнообразные черты перечисленных выше типов сект.
Одна из классификаций сект по направлению вероучения разработана А.Л. Дворкиным:
псевдохристиапские (Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Семья, Завет) ссылаются на Библию в качестве источника вероучения, ссылаясь на отдельные фрагменты ее текста, зачастую с существенными изменениями вероучения конфессий традиционного толка;
претендующие на обладание «новым откровением» (Богородичный центр, Белое братство, Церковь объединения (последователи Муна), Церковь последнего завета («Виссариона»)), Аум Синрике, в вероучении могут оставлять элементы религий, выступающие декорацией;
«восточные» учения (Международное общество сознания Кришны) – «восточные» учения, псевдоиндийские, которые предлагают методы самосовершенствования и духовной жизни, являющиеся соединением оккультных практик и элементов религий Востока. Применяют христианскую терминологию, создавая при этом впечатление о родственности христианству. Также среди них выделяются: 1) псевдонаучные учения; 2) псевдофилософские доктрины; 3) учения, акцептирующиеся па практиках йоги;
учения, которые относятся к движению New Age (Век водолея, Новая эра), – носят по большей части оккультный характер, ставят своей задачей развитие в человеке экстрасенсорных и паранормальных способностей, зачастую проповедуют практики и учения магического толка,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балагушкин, Е.Г. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе / Е.Г. Балагушкин, В.К. Шохин. // Журнал «Мир России». 2016. Т. XV. №2. - С. 62-78.
2. Билан, О. А. Сущность понятий «секты», «религиозные культы», «новые религиозные движения» // Альманах современной науки и образования. 2017. - № 6 (119). - С. 13-15.
3. Васильев, В. М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах, сектах-убийцах и харизматических группах / B. М. Васильев, В. А. Масликов // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 2-1 (12). - С. 80-86.
4. Волков, E.H. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков. // Журнал практического психолога. М., 2015. №3. - С. 23-25.
5. Здоровец, Я. И. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность / Я. И. Здоровец, А. А. Мухин. - М.: Центр политической информации, 2015. - 340 с.
6. Конь, P.M. Введение в сектоведение. / Р.М. Конь. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2018. - 398 с.
7. Лобазова, О. Ф. Методологические основы научного анализа религиозной деструктивности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - № 3 (Т. 2). Сер.: Философия. – 291с.
8. Ноздрина, Н. А. Деструктивное влияние сект на морально и духовно дезориентированную личность / Н. А. Ноздрина, К. С. Никитина // Знание. - 2016. - № 6-2 (35). - С. 132- 134.
9. Хассен, С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. — М.: ACT, 2016. - 450 с.
10. Шапарь В. Б. Психология религиозных сект; Харвест - Москва, 2014. - 384 c.