Фрагмент для ознакомления
1
Совесть как критерий оценки доказательств 2
Творческое задание 9
Список использованных источников 11
творческое задание:
1. Выбрать текст закона или его часть для последующей моральной
диагностики (например, Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Граждан-
ский кодек РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ»,
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.).
2. Проанализировать морально-нравственное содержание положений
выбранного закона на основе следующих моральных идей: единство (соли-
дарность), равенство, справедливость, ответственность, общее благо, гармо-
ния, творчество.
3. Указать статьи (части, пункты) анализируемого закона, в которых
выражаются соответствующие моральные принципы, ценности и идеи. При-
вести обоснование наличия морального принципа, ценности и идеи в соот-
ветствующем положении закона.
Фрагмент для ознакомления
2
Совесть как критерий оценки доказательств
Совесть — это способность человека к самокритической оценке своих поступков, мыслей и желаний. Она позволяет нам осознавать, когда мы не соответствуем моральным нормам и испытывать чувство вины за неисполнение долга.
Бессовестным называется человек, у которого отсутствует этот внутренний контролер, и который не придерживается важных моральных принципов. Такие люди часто обусловлены внешним контролем, так как им не хватает внутреннего чувства ответственности.
Имеется наблюдение, что в семьях, где преобладает строгий внешний контроль и суровые наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, который старается избегать наказания, не обращая внимание на страдания окружающих. В то время как в семьях с атмосферой доверия и ласки дети воспитываются с совестью, имеющей высокий внутренний контроль и моральную рефлексию. Они стремятся не наносить зло, сочувствуют другим и уважают моральные нормы.
Цель данной работы - изучить основные аспекты проблемы совести.
Для достижения этой цели будут рассмотрены следующие вопросы:
- необходимость соблюдения моральных норм;
- определение совести;
- основные аспекты совести.
Ценностная функция моральных представлений так тесно связана с их повелительной функцией, что их можно трудно отделить. Наиболее важные ценности, укорененные в общественных отношениях, имеют явные обязательства. Любая ценность, осознанная как моральная, воспринимается как необходимая к исполнению. Другими словами, человек осознает ценность как моральную, когда она становится для него обязательством.
Из-за учащегося распространения насилия и порнографии в мультфильмах и фильмах для детей, многие родители и педагоги обеспокоены тем, что дети рано погружаются в мир, в котором насилие и безразличие к страданиям людей не несут последствий. Также вызывает беспокойство развитие порнографии, которая представляет любовь как просто физическое удовлетворение и рассматривает отношения между партнерами как ничего более чем потребительские.
Такая реакция на произведения массовой культуры, которые идеализируют насилие, показывает разрыв между ценностями и нормами как обязательствами.
Таким образом, если ценность не воспринимается как основа для определенных обязательств, она не может считаться моральной. Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как самой ценности, так и способов ее достижения.
Моральные ценности должны быть обязательными и безусловными. Это означает, что им нужно следовать всегда, а не только в определенных обстоятельствах. Они должны руководить отношениями не только с близкими людьми, но со всеми. Нравственные императивы и моральные ценности имеют универсальный характер, который применим к любой ситуации.
В истории философии существуют два подхода к решению вопроса о соотношении ценности и обязательности моральных суждений. По одному из подходов, человек знает свое собственное благо и должен стремиться к нему, а также содействовать благу других людей. Этот подход связан с эвдемонистическими теориями. По другому подходу, человек несовершенен, общество средоточие зла, и мораль дана для обуздания страстей и удержания от зла, приводя к благу через следование долгу. Этот подход относится к деонтологическим теориям. Эвдемонистический подход обращает внимание на содержание, которое должно быть реализовано в моральных поступках. Деонтологический подход указывает на форму, посредством которой только и может быть реализовано какое-либо моральное содержание .
Однако в обоих подходах к решению проблемы соотношения ценности и нормы предполагается, что человек должен преодолеть что-то - себя, обстоятельства, повседневную рутину, давление авторитетов или любые другие внешние воздействия. Моральный императив всегда присутствует и осуществляется через противопоставление того, что должно быть, и реальности. Деонтологический подход более точно раскрывает механизм функционирования морали, так как подчеркивает фундаментальное противоречие между должным и сущим, между обязанностями и обычаями.
Универсальность в данном контексте означает независимость нормативных суждений от конкретных личностей и ситуаций. Это проявляется в беспристрастности к всем в определенной ситуации и в надситуативности, которая означает одинаковое отношение к одному и тому же лицу в разных обстоятельствах. Нравственное требование распространяется на всех и включает в себя всех - от Ты до Они, от Мы до Человечества. Именно поэтому к другому человеку следует относиться как к общечеловеческому существу, в котором отражается вся человечность.
Объективность и безусловное принятие обстоятельств проявляются в концепции универсализуемости, согласно которой принимая решения относительно других, следует исходить из предположения, что эти же решения будут приняты другими людьми в подобной ситуации по отношению к вам. Это приводит к выведению золотого правила: если вы считаете, что должны действовать определенным образом по отношению к кому-то, то вы должны ожидать того же от других в отношении себя в аналогичной ситуации, предполагая, что они обладают теми же качествами и мотивами. В этом контексте возникает понимание о том, что в моральных принципах необходимо соблюдать принцип равенства и уважать права других.
Эти аспекты моральных принципов определяют их форму и содержание, указывая, что в моральных решениях и действиях необходимо придерживаться равенства и уважения прав других людей. При условии соблюдения этих принципов, как золотое правило, так и принцип
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.
3. Григорян, В. Л. Совесть как гарантия реализации внутреннего убеждения субъектов уголовного судопроизводства / В. Л. Григорян, Н. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 149-151.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.