Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из важнейших параметров, определяющих развитие России, является национальное богатство, основанное на системе национальных счетов. Национальное богатство характеризует основные факторы экономического роста, а также является мерой социально-экономического развития страны. Многочисленные исследования показали, что национальное богатство является показателем деятельности предыдущих поколений и производственной деятельности нынешнего поколения. Национальное богатство не является постоянной величиной, оно все время меняет свои размеры, структуру и уровень качества. В процессе воспроизведения оно растет и постоянно обновляется. Поэтому рациональное использование производственного потенциала, обеспечивает рост ВВП и благосостояния страны, имеет важное значение для наращивания национального богатства.
Экономический потенциал страны имеет двуединую основу. С одной стороны, он представляет собой совокупность имеющихся ресурсов национальной экономики (как реально используемых, так и латентных), а с другой – определяется эффективностью организации их использования. На практике экономический потенциал государства зачастую принято отождествлять с объемом валового внутреннего продукта (ВВП).
Экономический потенциал России представлен совокупностью различных видов ресурсов, от природного до трудового, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Актуальность исследования определила цель нашей работы.
Цель работы: рассмотреть экономический потенциал России на примере определенных показателей.
Задачи:
1. Рассмотреть размещение и экономическое состояние предприятий машиностроительного комплекса России.
2. Проанализировать экономический потенциал Центрального экономического района.
3. Рассчитать прогнозную численность населения
4. Рассчитать показатель ресурсообеспеченности России природным газом и рассмотреть географию природного газа в стране.
Предмет исследования: экономический потенциал России.
Объект исследования: ресурсный потенциал России.
ЗАДАНИЕ 1. РАЗМЕЩЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
1.1 Значение отрасли для экономики России
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.
Машиностроительный комплекс выполняет важнейшие социально-экономические функции. На его долю приходится более 20% стоимости промышленно-производственных фондов, около 30% объема выпускаемой промышленной продукции и примерно треть занятого в промышленности населения [4].
Машиностроение отличается широким развитием кооперационных связей с другими отраслями экономики. В результате кооперирования и сочетания основных факторов размещения на территории России сложились локальные машиностроительные комплексы. Особенно выделяются машиностроительные комплексы городских агломераций, сложившихся вокруг городов-миллионеров и крупнейших городов, например Московский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Новосибирский, Пермский, Екатеринбургский, Омский, Самарско-Тольяттинский, Казанский, Ростовско-Таганрогский, Волгоградский, Красноярский [4].
Машиностроение определяет уровень научно-технического прогресса, поскольку обеспечивает оборудованием все отрасли промышленности.
Значение машиностроения для страны [2]:
обеспечивает оборудованием все комплексы страны
обеспечивает развитие всех отраслей экономик
внедряются все достижения научно-технического прогресса
обеспечивает обороноспособность страны
является самым крупным комплексом России
20% промышленного производства приходится на машиностроение
1/3 занятых в промышленности
более 50 тыс. машиностроительных предприятий
Машиностроение играет огромную роль для экономики России, так как дает огромный толчок для развития других промышленных комплексов, а динамика экономики напрямую зависит от внедрения в промышленность новых инновационных технологий. Постоянное развитие машиностроения запускает процесс развития станкостроения, обеспечивающего рост производственного потенциала при выпуске конкурентоспособной продукции [2].
1.2 Структура, основные виды продукции, взаимосвязь отрасли
с другими отраслями
Машиностроение — сложное образование, включающее множество специализированных видов промышленной деятельности по производству и ремонту машин, механизмов и агрегатов.
До 2003 года использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, в котором машиностроение и металлообработку подразделяли на 37 отдельных отраслей и подотраслей, как, например, энергетическое, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, коммунальное, химическое машиностроение, производство подшипников и оборудования для целлюлозно-бумажной, пищевой и лёгкой промышленности, производство бытовых приборов [3].
В соответствии с современной классификацией (общий классификатор видов экономической деятельности — ОКВЭД), используемой при статистическом учете работы предприятий, машиностроительный комплекс включает следующие производства [3]:
производство машин и оборудования, к которому относится производство механического оборудования (двигателей, турбин, насосов), оружия и боеприпасов, станков, оборудования для лесной промышленности и сельского хозяйства, прочих машин специального назначения;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, которое включает производство электронных компонентов для радио, телевидения и связи, медицинские изделия, измерительные приборы и часы, оптические приборы, компьютеры, электромашины (трансформаторы, кабели, электродвигатели) и другое;
производство транспортных средств и оборудования объединяет предприятия по сборке судов, машин для железнодорожного транспорта, летательных аппаратов, автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
В экономической географии при изучении территориальной организации машиностроительного комплекса с учетом особенностей, факторов и условий размещения производства применяется следующее деление (рисунок 1) [4].
Рисунок 1 – Структура машиностроительного комплекса России
1.3 Характеристика факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и размещение данной отрасли в стране
Географию производств машиностроения определяют факторы размещения, обусловленные особенностями технологических процессов. Основными факторами, оказывающими влияние на размещение машиностроения, являются [15]:
1. фактор трудоемкости (один из основных факторов, так как данная отрасль является лидером по числу занятых людей в производстве. Именно поэтому часть отраслей тяготеют к районам с большой численностью населения. Фактор трудовых ресурсов влияет на размещение примерно ¼ всех предприятий машиностроения. Самыми трудоемкими отраслями считаются станкостроение и приборостроение);
2. фактор наукоемкости (в машиностроении данный фактор размещения играет далеко не последнюю роль, так как в основе разработок лежит современная научно-техническая база);
3. сырьевой фактор (в первую очередь, на него ориентируются металлоемкие производства. Для производства горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования требуется большое количество металла. Такие предприятия стараются строить около металлургических баз);
4. потребительский фактор (расположение предприятий часто ориентируется на потребителя);
5. транспортный фактор (для машиностроения характерно кооперирование. Для производства одного продукта часто задействовано несколько предприятий. Продукцию, которую на них производят, необходимо быстро и недорого транспортировать. Например, автомобили собирают на одном заводе, а шины для них делает другой завод);
6. фактор территориальной концентрации.