Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1. Контроль обучения как дидактическое понятие. Методы и формы контроля.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он необходим на всех этапах процесса обучения, но особо велико его значение по завершении изучения определенного раздела программы и окончания ступени обучения. Смысл контроля заключается в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе или предмету. Проверка результатов обучения определяется в дидактике как педагогическая диагностика.
Контроль обучения в педагогике понимается двояко. С одной стороны, как административно-формальная процедура проверки деятельности преподавателя и образовательного учреждения, как функция управления, на основании результатов которой принимаются управленческие решения. С другой стороны, контроль обучения имеет конкретные значения проверки и оценки знаний учащихся преподавателем [3].
Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.
Контроль является составной частью процесса обучения и выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако главной функцией контроля является диагностическая.
Образовательная функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют материал, который был прежде изучен.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развивается их речь, память, внимание, воображение, воля и мышление [4].
Диагностическая функция контроля конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.
Выделяют следующие виды контроля:
1. Предварительный - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.
2. Текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом занятии, оценка результатов обучения. Главной его функцией выступает обучающая. Текущий контроль характеризуется оперативностью, гибкостью, разнообразием средств, методов и форм, которые зависят от содержания учебного материала, его сложности, возраста и уровня подготовки обучаемых, уровня и цели обучения, конкретных условий;
3. Периодический - проводится после завершения изучения крупных разделов программы, периода обучения. Он необходим для диагностирования качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, которые изучались в разных частях курса. Главная функция – систематизация и обобщение;
4. Итоговый – это экзаменационная процедура, которая завершает определенный цикл обучения и выявляет общий уровень готовности учащегося к использованию приобретенных знаний. Он предназначен для подведения итогов, определения качества сформированности комплексных умений и систематизации усвоенного материала [1].
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Они должны обеспечивать систематическое, объективное, всесторонне, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Выделяют следующие методы контроля:
1. Методы устного контроля.
К ним относят беседу, рассказ, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и т.д. Основой устного контроля служит монологический ответ учащегося или вопросно-ответная форма – беседа, где преподаватель задает вопросы и ожидает ответа учащегося.
Устный контроль проводится на каждом уроке в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Преподаватель может применять дидактические карточки, игры, технические средства. Индивидуальный опрос учащихся позволяет преподавателю получить полные и точные данные об уровне усвоения, но он оставляет пассивными на уроке других учеников. Фронтальный опрос позволяет активизировать всех учащихся одновременно, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.
Наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения являются зачет и устный экзамен.
2. Методы письменного контроля.
К ним относят: контрольную работу, изложение, сочинение, диктант, реферат. Методы обеспечивают глубокую всестороннюю проверку усвоения, так как требуют комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе необходимо показать и теоретические знания, а также умение применять их для решения конкретных задач, проблем. Для выполнения письменной работы необходимо владеть письменной речью, логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку [4].
3. Методы практического контроля.
Выполнение практических работ считается эффективным, но нерегулярно используемым способом проверки результатов обучения. Практические работы представляют собой задания, которые требуют проведение опытов, измерений. Данные методы высокоэффективны при
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 711 с.
3. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.