Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире технический прогресс воплотился в виде особого киберпространства, в котором видоизменяются многие аспекты жизни отдельного человека и общества в целом. Виртуальные коммуникации стали неотъемлемой чертой сетевого общества. И влияние социальных сетей на поведение, систему ценностей, жизненные ориентиры людей стало одной из центральных тем исследований философов. На примере освещения военных операций, вовлеченности масс в различные обсуждения ситуаций в мире мы видим тот самый эффект влияния на сознание людей. Очевидным также является и тот факт, что часто массы не осознают данного влияния, отсутствует критическое мышление. Какие могут быть последствия? Попробуем разобраться, рассматривая специфику темы манипуляции массовым сознанием.
С развитием информационных технологий общество стало преобразовываться и увеличивать количество информации в жизни человека. Информация стала активным фактором больших изменений. Информацию стали целенаправленно производить и продавать. В ХХI веке очевидно, что это значимый и эффективный инструмент для влияния и манипулирования общественным сознанием . Новые технологии открыли возможности для пропаганды и воздействия на миллионы людей.
Целью данной работы является рассмотрение специфики воздействия средств массовых коммуникаций на личность.
1 Понятие и функции средств массовой информации
В современном мире СМИ, распространяя новости по всем уголкам планеты, играют такую же важную роль для человека, как и обычное общение. Радио, газеты, интернет и телевидение - это средства массовой информации, цель которых является удовлетворение у населения «информационного голода», который стал неотъемлемой частью жизни людей. Поэтому, следует отметить, что в XXI веке особенно актуальна проблема влияния СМИ на общественное мнение, так средства массовой информации в демократических странах называют «четвертой ветвью власти», ведь они играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан.
Известный американский политолог и политический психолог Г. Ласуэлл выделил четыре основные функции средств массовой информации: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры .
Также средства массовой информации выполняют информационную функцию в обществе. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию .
Более подробно остановимся на функции – формирования общественного мнения. Ведь общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение . Общественное мнение это мощное средство политики, инструмент реализации политических замыслов и достижений политических целей. Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и, как правило, это им удается.
В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.
Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют человеку выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института. Для фактических преобразований, постепенного движения вперед, модернизации общества необходима стабильность, которая не исключает, а предполагает в себе политическую креативность, стремление к переменам, устремление в будущее. Это может быть реализовано только при открытой политической системе, в которой стабильность означает, прежде всего стабильное развитие политического режима, его открытость к изменениям и гибкость к современным реалиям.
Ценностные ориентиры определяют направленность личности, ее интересы, мотивы поступков, оценки и приоритеты. Такие ориентации передаются от поколения к поколению, но им присущ и сугубо личный характер. Ценностные ориентации изменяются под влиянием серьезных перемен в экономической, духовной и политической сферах жизни. В современном мире, где одним из важнейших элементов является информация, массмедиа имеют непосредственное воздействие на общество и формируют его взгляды, психику, моральные устои. Многообразие средств массовой информации, новые технологии в области коммуникаций усиливают их влияние на общество, способствуют проникновению во все сферы жизни социума . Анализируя последствия воздействия средств массовой информации (СМИ) на общество необходимо рассмотреть основные функции СМИ. К таким функциям относят: информационную, рекреативную (развлекательную, гедонистическую), образовательную (просветительскую). Одной из важных функций СМИ в современном обществе можно с уверенностью назвать функцию трансляции информации, оказывающую влияние на большие массы людей. Во времена стремительно охватывающей мир глобализации, человечество с каждый днем все больше и больше становится неотделимо от информации. Именно полученные посредством использования электронных и других видов СМИ информационные сообщения, помогают каждому человеку быть в курсе последних событий, оставаясь на связи с внешним миром, вне зависимости от своего местонахождения. Массмедиа являются одним из ключевых факторов, когда речь захо дит об успешном поддержании современным человеком своей повседневной деятельности (труд, обучение, отдых, социализация, путешествия и др.). Среднестатистический человек испытывает потребность отслеживать новости о событиях нового дня с экрана своего смартфона, телевизора или страниц газеты, начиная с раннего утра. Многие наши решения, мнения и ценности основываются на информации, которую до нас доносят непосредственно средства массовой информации. СМИ имеют неоспоримо большой вес в вопросе формирования общественного мнения масс. За кратчайшие сроки они способны в корне менять общественное мнение в зависимости от цели .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агеева А.В., Красноцветов Г.В. «Мягкая сила» в онлайн-пространстве: практический опыт применения технологий интернет-коммуникаций // Власть. – 2020. – Т. 28. - № 2. – С. 96-99
2) Белова Л. И., Универсальная журналистика. — Москва : Аспект Пресс, 2020.
3) Володенков С.В. Политическая социология Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. - № 5. – С. 341-343
4) Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. – 2018. – № 11. – С. 117-123.
5) Гончаров В. Ю. Концепция информационной войны//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник материалов VIII Международной научно-практической очно-заочной конференции. Оренбург, 2022. С. 366-368
6) Грицкевич Т. И, Васенин А. В. Стратегии эффективной защиты медиапространства от «Fake news» и формирования устойчивости гносеологического пространства Кузбассе. В сборнике: Теория и практика стратегирования. Сборник избранных научных статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Сер. «Экономическая и финансовая стратегия». Том ХI. Книга I. Под научной редакцией В. Л. Квинта. – Кемерово, 2023. Издательство: Кемеровский государственный университет (Кемерово) – С. 308-317.
7) Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2002
8) Ильченко С. Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб.: Питер, 2019. С. 105
9) Квинт, В. Л. Становление теории стратегии как междисциплинарной науки // Тезисы докладов участников III Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. Л. Квинта. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2020. (Экономическая и финансовая стратегия). С. 15-18
10) Киклевич А. К., Эстетический аспект воздействия СМИ (на примере журналистики и интернета) // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). — 2020. — № 6 (ноябрь). — С. 16-18
11) Киселева А. В. Влияние средств массовой информации на развитие духовного универсума современного общества// СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием. Отв. редактор О.Б. Истомина. Иркутск, 2023. С. 442-448
12) Котельникова Е.В., Иванукина И.Л. Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций современного общества// СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №1 (09)2019. С. 22-25
13) Кутдусова В. Р. Функции средств массовой информации в современном обществе//ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ПРАВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ. Межвузовский сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Институт экономики и управления. Самара, 2022. С. 25-28
14) Мещеряков А. С. Место СМИ в общественной жизни//ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ. Сборник научных статей 10-ой Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 158-160
15) Мухаммадиев Ж. У., Роль свободы слова и информации в построении гражданского общества и проблемы обеспечения информационной безопасности // Государство и право. — 2018. — № 11. — С. 130-132
16) Подберезкин А.И., Чирков М.А., Чистяков М.С. Технологии «цветных революций». Инструмент смены «неугодных режимов»: генезис сетевой трансформации // Свободная мысль. – 2019. - № 3(1675). – С. 177-180
17) Чирков М. А., Чистяков М. С, Золкин А. Л. Медиа как инструмент «мягкой силы» формирования среды убеждающего политического воздействия//СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ануфриенко, А.К. Боташевой, И.А. Герейхановой, В.Н. Панина. Казань, 2022. С. 50-52
18) Blakar R. M. Language as a means of social power. – In: Pragmalin-guistics, J.Mey (ed.). The Hague – Paris, Mouton, 1979, p. 131–169.