Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание 3
Организация обучения игровой деятельности детей с нарушениями в развитии
Задание. Представить картотеку разных видов игр для детей дошкольного возраста с ОВЗ по возрастам в зависимости от нарушения.
Сюжетно-ролевая игра «Ходим в магазин».
Предлагаем ребенку совершить покупки в воображаемом магазине. На начальных этапах это взаимодействие с игрушками (собрать нужное в корзинку, например, овощи для зайки), для старшего возраста ролевая игра со сверстником, обсуждение разных «отделов» магазина, разных известных детям продуктов, приветствуется сюжетная инициатива ребенка в игре.
Нарушения речи Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Специфика проведения В процессе работы с предметами отрабатываем их названия, работаем со связностью речи В работу включается второй ребенок, возникает диалог, педагог помогает детям выстроить связное общение по шаблону Ребенок без подсказки педагога может самостоятельно вступить в диалог, совершить речевой акт, объяснить, что хочет получить у «продавца»
Игровые атрибуты (оборудование) Корзинка, игрушки, взаимодействие с предметами Групповая игра, один ребенок покупатель, другой продавец Полноценная ролевая игра с мелкими атрибутами – бумажные деньги, дети играют роли
Нарушения слуха Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Специфика проведения Ребенок с нарушением слуха имеет низкий словарный запас, поэтому с самого раннего этапа работаем над расширением словарного запаса с демонстрацией предметов-иллюстраций Ребенок демонстрирует неумение играть коллективно и тяготеет продолжать манипуляцию с предметами, поэтому активно включаем его в игру с другими детьми, показываем пример выполнения действия, пример диалога Ребенку сложно отыгрывать роль в силу специфики развития воображения, помогать ему в этом смысле, позволить примерить разные роли, давать опорные объяснения, в чем заключается смысл роли
Игровые атрибуты (оборудование) Корзинка, игрушки, взаимодействие с предметами Групповая игра, один ребенок покупатель, другой продавец Полноценная ролевая игра с мелкими атрибутами – бумажные деньги, дети играют роли
Нарушения зрения Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Специфика проведения Уделяем большое внимание тактильности, называем, трогаем и рассматриваем предметы Имеет фрагментарное представление о предметах, часто затрудняется сказать «мне нужен предмет – но который из?». Акцентировать детали, переключать ребенка постепенно с манипуляций с предметами на ролевую игру Замедленный ход развития предметно-игровых действий, обеднение сюжета игры и снижение уровня совместных действий детей, стараемся включать ребенка в совместную игру как можно чаще
Игровые атрибуты (оборудование) Корзинка, игрушки, взаимодействие с предметами, предметы могут иметь дополнительную специфику, разный материал, чтобы компенсировать нарушения зрения тактильным восприятием Групповая игра, один ребенок покупатель, другой продавец Полноценная ролевая игра с мелкими атрибутами – бумажные деньги, дети играют роли
Интеллектуальные нарушения Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Специфика проведения Ребенок склонен к игре в одиночестве и очень поверхностно взаимодействует с другими, склонен повторять однотипные неспецифические действия, не складывая их в систему Выполнение игровых действий без сопровождения речи. Всячески подталкиваем детей к речевому взаимодействию Неумение передать характер взаимоотношений между персонажами, их чувства и переживания, требуется помощь взрослого, обсуждение сценки
Игровые атрибуты (оборудование) Корзинка, игрушки, взаимодействие с предметами Групповая игра, один ребенок покупатель, другой продавец Полноценная ролевая игра с мелкими атрибутами – бумажные деньги, дети играют роли
Нарушения ОДА Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Специфика проведения Дети мало мотивированы к игре без поощрения взрослого, часто им тяжело получить необходимые атрибуты игры, обустроить для себя игровое место Обычно сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом». Поощрять детей к совместной деятельности У детей может быть довольно большой разброс в умениях и возможностях, необходима помощь педагога в игре
Игровые атрибуты (оборудование) Корзинка, игрушки, взаимодействие с предметами, удобный стол-прилавок, комната оборудована так, чтобы детям удобно было перемещаться с учетом особенностей, или нужно перемещаться минимально Групповая игра, один ребенок покупатель, другой продавец Полноценная ролевая игра с мелкими атрибутами – бумажные деньги, дети играют роли
Дидактическая игра «Парные картинки»
Игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности.
Нарушения речи Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Дидактическая (ие) задача (и) Ребенок стремится не отвечать словами, а указывать на карточки, необходимо мотивировать его к устному ответу Возникают сложности, когда ребенок отвечает медленнее других и устраняется от занятия, позволяет другим отвечать за себя, необходимо следить, чтобы с игрой работал каждый из детей Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.
Правила игры
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам или по их следам, если эта тема изучалась недавно
Нарушения слуха Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Дидактическая (ие) задача (и) Задачи почти аналогичны работе с нарушением речи – ребенка нужно мотивировать к говорению Работаем над развернутыми не односложными ответами Включаем ребенка в диалог с другими
Правила игры
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам или по их следам, если эта тема изучалась недавно
Нарушения зрения Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Дидактическая (ие) задача (и) Преодолеваем ошибки, основанные на визуальном сходстве предметов, учим подмечать детали, сравнивать приложением друг к другу Стремимся закреплять умение соотносить цвет как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве Закрепление цветового спектра, обогащение тактильной чувствительности рук через совершенствование мелкой моторики
Правила игры
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания, в случае работы со зрением мы делаем акцент на тактильное восприятия – не просто контуры животных, а бархатистые вставки иной текстуры, вырезанные из картона фигурки, позволяющие тактильно воспринять себя На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам или по их следам, если эта тема изучалась недавно
Интеллектуальные нарушения Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Дидактическая (ие) задача (и) Мы развиваем произвольное внимание и уровень объема внимания, поскольку это слабое место ребенка с такими особенностями Развивает произвольное и моторно-двигательное внимание, скорость движений Развивает произвольное и моторно-двигательное внимание, скорость движений, приучаем ребенка ко взаимодействию в коллективе без конфликтов
Правила игры
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам или по их следам, если эта тема изучалась недавно
Нарушения ОДА Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Дидактическая (ие) задача (и) Работать с мелкой моторикой, координацией кистей рук, уделить внимание игре с наложением картинки на контур Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с предметами Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с предметами
Правила игры
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам или по их следам, если эта тема изучалась недавно
Дидактическая игра
Описать структуру каждой дидактической игры, проследить усложнение по всем структурным компонентам в зависимости от возраста детей и нарушения развития.