Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В теории и практике образования растет стремление понять целостный образовательный процесс с точки зрения наук управления, придав ему научно обоснованный характер. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное и осознанное взаимодействие его субъектов, основанное на знании объективных закономерностей для получения оптимального результата.
Управление образованием сегодня связано с понятием «педагогический менеджмент».
Английское слово «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Обычно его переводят как «менеджмент», а «менеджер» — как «лидер». Первоначально слово «менеджмент» означало искусство управления лошадьми и происходит от глагола управлять, что примерно означает «обучать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus — «рука».
Применение менеджмента не ограничивается бизнес-сектором. Управленческая деятельность в любой сфере, особенно в сфере образования, может включать в себя ее теоретические постулаты и положения.
Целью управления является формулирование и применение в любой организации и сфере человеческой деятельности общих принципов управления, к которым относятся: определение целей и задач управления; разработка конкретных мер для достижения этой цели; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия между различными подразделениями организации; усовершенствовать формальную иерархическую структуру, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникации; поиск адекватной мотивации деятельности и т. д. С функциональной точки зрения оно выступает как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения цели.
1.Понятие управления в педагогике
Под управлением понимается деятельность, направленная на принятие решений, организацию, контроль, регулирование управляемого объекта в соответствии с заданной целью, анализ и синтез результатов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их специфической структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и своих целей.
Основной целью деятельности по управлению системой образования является использование потенциала системы образования и повышение ее эффективности.[2]
Суть управления образованием заключается в поддержании направления и организации образовательных процессов в системе образования.
При соблюдении общих законов социального управления управление образованием имеет специфические характеристики, состоящие из способов постановки и достижения общественно значимых целей в конкретных условиях.
Управление внутри образовательного учреждения – это целенаправленное и осознанное взаимодействие участников образовательного процесса как исследование объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.
Ее предметом являются образовательные процессы и поддерживающие их программные, методические, личностные, материально-технические, нормативные и социальные условия.
Субъекты - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, министерства и ведомства управления образованием региона, области, города, учебные заведения различного профиля.
В теории управления выделяют три принципиально различных инструмента управления: первый — это организация, иерархия управления, основным средством которой является воздействие на человека сверху (с использованием основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределение материальных благ); второй — культура управления (то есть ценности, социальные нормы, установки, характеристики поведения, выработанные и признанные обществом, образовательным учреждением или группой людей); третий — рынок, рыночные отношения (т. е. основанные на купле-продаже товаров и услуг, на балансе интересов продавца и покупателя).[3]
Современный менеджмент как особый вид управленческой деятельности базируется на следующих элементах:
принципы объединения людей, способных к общим действиям;
взаимодействие членов коллектива для решения общих целей и задач по развитию и удовлетворению потребностей человека;
развивать коммуникативные навыки и чувство личной ответственности;
единые подходы к оценке возможности личной активности;
оценка коллективом своих результатов во внешней среде.
Современное образовательное учреждение, как общее, так и профессиональное, рассматривается как открытая образовательная система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления образовательным учреждением (ОО) возможно только с использованием новых технологий в его развитии.
Теория образовательного менеджмента открывает неисчерпаемые резервы перед менеджерами и педагогами, поскольку обладает следующими возможностями:
с одной стороны, позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит стиль управления бизнесом, учитывающий природные качества каждого человека и подход его личность ориентирована на личность. деятельность для достижения оптимальных результатов;
во-вторых, обеспечивает возможность развития каждой личности, согласование мотивационной направленности руководителей и преподавателей, создающих условия для развивающегося и развивающегося образовательного учреждения;
в-третьих, создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.
Образовательный менеджмент имеет свою специфику, поскольку связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент в целом можно понимать как способность лидера достигать своих целей, используя труд, интеллект и мотивацию поведения других, а также как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.[4]
С точки зрения образовательного процесса, образовательный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой педагог действительно является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект его управления), а руководитель образовательного учреждения - менеджером образовательного процесса в своем аппарате.
Предметом работы менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом работы – информация, орудием работы – язык, речь, речь. Результатом работы менеджера образовательного процесса является степень подготовки, воспитания и развития объекта управления - обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
2. Активные методы обучения педагогов и руководителей народного образования / Б. М. Черный, И. Г. Никитин, Л. С. Шубина и др. — Красноярск: КГПИ,2021.
3. Андреев Г. М. Социальная психология. — М., 2018.
4. Артюхов М. В. Гуманистические основы управления образованием. — Москва; Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2018. — 195 с.
5. Аттестация школы: документы, технологии, тесты: Сб. документов / Под ред. В. М. Лизинского. — М., 2020. — 112 с.
6. Бабкин Н. И., Иванов Д. Е., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием: Учеб. пос. — Чебоксары: Изд-во РИПКРНО, 2019. — 156 с.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 2022. — 192 с.