Фрагмент для ознакомления
2
Домашнее насилие используется для получения полной власти и контроля над детьми. Родители могут намеренно подвергать детей физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, чтобы унизить и контролировать своего супруга или партнера.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единая экономическая основа, общность быта, взаимосвязанный образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-этические связи, отношения помощи, поддержки и защиты[30, с. 204].
Среди острых вопросов сегодня остается проблема преодоления домашнего насилия. Выступая общемировой проблемой, предупреждение насилия в сфере семейно-бытовых отношений актуально.
Насилие над детьми – проблема, которая всегда существовала и скорее всего, еще очень долго будет существовать в современном обществе. Современность демонстрирует такие его примеры, как смерть детей от голода, гибель их во время конфликтов, убийство бытовом грунте. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, привлечение к нищенству, проституция, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств для существования, пренебрежение потребностями и интересами.
Насилие над детьми - это широкое понятие, которое включает в себя различные виды поведения родителей и опекунов, других родственников, учителей, воспитателей, любых лиц старше или сильнее. В практике социально-педагогической работы часто используют понятие «жестокое отношение к ребенку». Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие в отношении ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Основные причины жестокого обращения с детьми носят психологический и социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, наиболее часто практикуемые в семьях. Что касается психологических факторов, следует сосредоточить внимание на склонности к насилию у обидчиков. Социальными причинами, спровоцировавшими жестокое отношение к детям, целесообразно назвать бедность, безработицу, низкий образовательно-культурный уровень.
Ввиду ключевых показателей неблагополучия выделяют следующие типы неблагополучных семей: конфликтные, педагогически некомпетентные, безнравственные, асоциальные.
В конфликтной семье, из-за неумения или нежелания людей коммуникировать, общаться конструктивно, учитывать желание, настроение, интересы, вкусы, привычки друг друга, разрушаются межличностные отношения между членами семьи, рождая особенно сильные и длительные отрицательные эмоции. Ребенок не усваивает общечеловеческих норм и ценностей, у нее формируются противоречивые чувства к своих родителей, пренебрежительное, а иногда даже и враждебное отношение к ним, ребенок приобретает негативный опыт общения, отчаявшись в возможности существования дружеских и доверительных отношений между людьми. Из-за семейных ссор ребенок испытывает сильных психологических травм, а если конфликты происходят постоянно, то они способны расшатать нормальную психику ребенка.
В педагогически некомпетентной семье родители не имеют необходимых педагогических знаний, умений и навыков, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу формирования и развития личности ребенка; регулярно допускают серьезные просчеты в семейном воспитании через низкую педагогическую культуру, отношения с детьми являются формальными, отсутствует единство в требованиях к ребенку, имеется чрезмерная родительская любовь или же, наоборот, строгость в воспитании, применяются физические наказания и т.д. Такая семья умышленно бессознательно ли настраивает ребенка на игнорирование общественно принятых норм и требований к конфронтации с социумом.
Личные отношения и образ жизни родителей в аморальной семье отличаются несогласованностью с элементарными моральными нормами и правилами поведения, поскольку родители алко- и наркозависимы и ведут аморальный образ жизни. В такой семьи формирования личности ребенка искажается, он страдает нервнопсихическими заболеваниями, растет без заботы, опеки и не имеет самого необходимого.
Асоциальная семья характеризуется несоответствием жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворением базисных потребностей ребенка, негативной антиобщественной направленностью родителей, пренебрежительным отношением к общепринятым социальным и моральным нормам.
Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно поступают десоциализующее влияние на подрастающее поколение Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь положительную социальную ориентацию, но в связи с разными психологическими, социально-педагогическими осложнениями внутренне семейного характера утратили свое влияние на детей.