Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические вопросы
Задачи и организационное построение территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Третий уровень управленческой иерархии в Министерстве внутренних дел Российской Федерации относится к региональным органам МВД России. Функции и задачи данных территориальных органов определены Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». В соответствии с данным документом, региональные органы МВД России обладают основными полномочиями и имеют определенную организацию своей деятельности на региональном уровне.
Территориальные учреждения включены в систему внутренних органов Российской Федерации (далее – внутренние органы) и находятся в подчинении Министерства внутренних дел России.
Руководство деятельностью территориальных учреждений осуществляет министр внутренних дел Российской Федерации.
Положения о территориальных учреждениях утверждаются министром на основании типового положения.
Территориальные структуры осуществляют свою работу прямо и (или) через зависимые от них подразделения, которые находятся на районном уровне Министерства внутренних дел России (в дальнейшем будем называть их подчиненными органами внутренних дел), а также через отделения и организации, созданные для выполнения указанных задач и обеспечения работы территориальных структур (в дальнейшем будем называть их зависимыми органами и организациями).
Перечни органов внутренних дел, подразделений и организаций, подчиненных территориальным органам, утверждаются Министром.
Территориальному органу предстоит выполнить следующие основные задачи:
1) обеспечение безопасности и защиты всех граждан, включая российских, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Кроме того, его обязанностью является борьба с преступностью, поддержание общественного порядка, охрана частной собственности и поддержание общественной безопасности на территории, где действует данный орган;
2) управление нижестоящими органами и организациями, которые подчинены территориальному органу;
3) защита и социальная поддержка сотрудников внутренних дел, государственных служащих системы МВД России, сотрудников территориального органа и их семей. Кроме того, необходимо обеспечить социальную защиту граждан, которые были уволены из военной или служебной службы в органах внутренних дел и во внутренних войсках МВД России.
Основные правовые документы, руководствующие территориальным органом в его деятельности, включают конституцию Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы, акты президента и правительства Российской Федерации, а также законы субъекта Российской Федерации, связанные с обеспечением общественной безопасности и сохранением общественного порядка. Нормативные акты МВД России и Положение о территориальном органе также имеют важное значение в работе данной организации.
Территориальный орган сотрудничает с другими федеральными органами исполнительной власти, которые расположены в одном регионе Российской Федерации. Также взаимодействие осуществляется с региональными органами исполнительной власти, государственными организациями, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, независимо от их формы и статуса, действующими в данном регионе.
Деятельность организации, действующей на определенной территории, доступна для всеобщего обозрения и публичности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внутренние структуры, работающие под руководством данной организации, осуществляют свою деятельность совместно с общественными советами, созданными в соответствии с федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
В целях обеспечения полномочий территориального органа в пределах установленного штатного расписания, вводятся должности, которые занимаются сотрудниками, государственными служащими и работниками.
Территориальный орган формируется, преобразуется и прекращает свою деятельность по решению министра в соответствии с законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территориальный орган оснащается знаменем, учрежденным Президентом Российской Федерации.
Руководителем территориального органа является глава МВД по соответствующей республике либо руководитель главного управления (управления) МВД России в другом субъекте Российской Федерации (далее – руководитель территориального органа), назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Руководитель территориального органа осуществляет управление данной организацией на основе принципа единоначалия и несет индивидуальную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Руководителю территориального органа подчиняются четыре заместителя (один из которых является начальником полиции, другой - начальником главного следственного управления, третий - руководителем отдела, ответственного за другие вопросы, четвертый – курирует работу с личным составом), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые имеют также других заместителей.
Заместители руководителей территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра или Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В структуре территориального органа МВД России на региональном уровне действуют следующие самостоятельные подразделения:
1. Следственное управление, которое включает в себя подразделения и управление дознания.
2. Штаб, состоящий из отдела анализа, планирования и контроля, отдела контроля учетно-регистрационной дисциплины, отдела обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов, а также информационного центра.
3. Управление по работе с личным составом.
4. Инспекция.
Начальнику тыла подчиняются следующие службы тылового обеспечения:
1. Центр финансового обеспечения, в который входят финансово-экономический отдел, централизованная бухгалтерия и отдел пенсионного обслуживания.
2. Центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения.
3. Центр информационных технологий, связи и защиты информации.
Заместителям руководителей территориальных органов назначение и освобождение от должности осуществляется Главой государства по представлению Министра или Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Назначение персонала на должности высшего руководящего состава, для которых предусмотрены специальные звания данного ранга, а также освобождение от данных должностей, осуществляется главой государства по предложению министра, если законодательством не предусмотрено иное.
В территориальном органе формируется коллегия, включающая в себя руководителя территориального учреждения (председателя коллегии), его заместителей, начальника территориального учреждения ФМС России, других должностных лиц, а также сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, находящихся в данном субъекте Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7.
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024).
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 05.02.2024) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, утв. Приказом МВД России от 28.06.2021 N 495 (https://сзао.мск.мвд.рф).
Научные источники:
Адмиралова И. А. Правовое регулирование повышения эффективности административной деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 10. — С. 1055—1066.
Алиуллов Р. Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): автореф. дис. ... докт. юрид. Наук / Р. Р. Алиуллов. – М.: Академия управления МВД России, 2004.
Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф. Сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативнослужебных задач/ Р.Р. Алиуллов, В.Ф. Саетгараев // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №2 (20). С. 70-75.
Бекетов О. И., Бочаров С. Н. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. М., 2009 г.
Бутков А.В. Причины административных правонарушений и деятельность органов внутренних дела по предупреждению противоправного поведения //А.В. Бутков/ Административное право и процесс. - 2005. - № 1. - С. 25-29.
Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации. Автореф. дисс. … док. юрид. наук. М., 2011.
Девятаев С. А. Статус территориального органа МВД России // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы юридических наук. Материалы научно-практической конференции. — М., 2018. С. 35.
Дерюга А.Н., Мотрович И.Д. Причины латентности административных правонарушений / А. Н. Дерюга, И. Д. Мотрович //Административное право и процесс. -2013. - № 7.// СПС «КонсультантПлюс»
Козлов Ю. М., Овсянко Д.М. Административное право. Второе издание. М., 2005 г.
Коренев А. П. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2004 г.
Кононов А.М. Сотрудничество полиции с гражданами: правовые основы и их реализация// А.М. Кононов/ Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.
Пантелеев В. Ю. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2007 г.
Решетов Г.М., Шахматов А.В. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дела по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними / Г.М. Решетов, А.В. Шахматов// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 1. - С. 71-76.
Рыбалкина, Т. С. Организация государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях / Т. С. Рыбалкина, А. М. Коровин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100253/ (дата обращения: 06.06.2024).