Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия транспортно-логистического направления, специализирующиеся на организации перевозок калийных удобрений, как по России, так и по всему миру, являются одним из важных звеньев цепи поставки грузов для удовлетворения нужд сельскохозяйственной отрасли.
В настоящее время сельскохозяйственные рынки обладают таким свойством как волатильность. Данное обстоятельство вызвано наличием таких факторов, как:
- повышение общего напряжения геополитической ситуацией;
- нестабильность многих валют;
- ряд других макроэкономических факторов.
Темпы развития экономики нашей страны в настоящее время нуждаются в качественном совершенствовании управления перевозками материальных ресурсов и готовой продукции от места производства до конечного потребителя. Данный аспект характерен не только для транспортных перевозок внутри страны, но и на внешнем контуре хозяйственно-экономической деятельности.
В настоящее время предприятия сталкиваются с целым рядом проблем (как экономических, так и организационных). Решение этих проблем является насущной необходимостью, в противном случае предприятие может закончить свое существование на рынке. Этим обусловлена актуальность темы исследования данной работы. Необходимо отметить, что помимо этого российские компании столкнулись и с дополнительным санкционным давлением со стороны стран Запада. Наличие данного аспекта заставляет российские компании в большей части ориентироваться на эффективное использование своих внутренних резервов.
Наблюдается тенденция к тому, что функция закупок увязает в бумажной работе, что связано с чрезмерным использованием процедур торгов и выдачей заказов на поставку. Функцию можно упростить, заменив торги договоренностями из единственного источника для большинства закупок. Кроме того, более дешевые покупки теперь осуществляются с помощью карт закупок, что позволяет избежать использования заказов на покупку. Этот уровень оптимизации фокусирует внимание отдела закупок только на самых дорогих и сложных расходах.
Отдел закупок может использовать отдельный программный пакет для закупок, хотя система более эффективна, если она интегрирована в программное обеспечение функций получения и расчетов с кредиторами. Система планирования ресурсов предприятия будет включать модуль закупок.
От рационально разработанных маршрутов и схем зависит общий доход компании. Поэтому повышение эффективности взаимодействия закупочной и транспортной логистики также является фактором влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности производственного предприятия.
Потенциал Российской Федерации в плане добычи и реализации нефтепродуктов является одним из крупнейших в мире.
Объект исследования данной работы – хозяйственно-экономическая деятельность ПАО «Уралкалий».
Предмет исследования данной работы – процесс управления закупочной деятельностью в логистике рассматриваемого предприятия.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию закупочной деятельности ПАО «Уралкалий».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономические операции в ПАО «Уралкалий».
2. Изучить закупочную деятельность ПАО «Уралкалий» и выявить недостатки.
3. Разработать предложения по повышению эффективности закупок материальных ресурсов в ПАО«Уралкалий».
4. Оценить эффективность разработанных рекомендаций.
1 Описание деятельности, оценка и анализ закупочных процессов компании ПАО «Уралкалий»
ПАО «Уралкалий» занимается производством калийных удобрений, организацией их доставки путем организации мультимодальных перевозок как по России, так и по всему миру.
Организационная структура предприятия представлена на рис.1.
Рис. 1. Организационная структура предприятия.
Главными целями организации являются:
‒ получение прибыли от результатов своей производственной деятельности;
‒ расширение сферы своего присутствия в транспортно-логистическом бизнесе;
‒ постоянное поддержание высокого уровня конкурентоспособности.
Основными принципами, обеспечивающими поддержание на высоком уровне конкурентоспособности предприятия, являются:
‒ тесное взаимодействие производственной компании непосредственно с крупными заказчиками;
‒ исполнение пожеланий заказчика, на любых стадиях производства продукции, обуславливающее поддержание высокого рейтинга производственной организации перед заказчиком;
‒ постоянное поддержание высокого уровня качества продукции;
‒ постоянное проведение профессиональных исследований в научно-технической сфере данного вида бизнеса;
‒ воспитание и подготовка в трудовом коллективе таких качеств как: целенаправленность, работоспособность, ответственность и т.д.
Директор предприятия принимает стратегические решения.
Дирекция по транспортной логистике данного предприятия была создана для отправки готовой продукции предприятия. Однако в последнее время она все чаще стала привлекаться для доставки грузов для обеспечения производства продукции предприятия. Все грузы покупаются с доставкой. Однако есть исключения, или поставщик монополист и не хочет заниматься доставкой, или поставщик уже произвёл продукцию и потом отказался или не смог организовать доставку, или сроки доставки, которые предлагает поставщик, не устраивают заказчика. В таком случае доставка организовывается силами самой компании «Уралкалий».
Данный процесс (доставка своими силами) выглядит следующим образом:
• Эксперт дирекции по Материально Техническому Обеспечению обращается в дирекцию ТЛ (Транспортной Логистики) с запросом, возможно или нет самостоятельно доставить груз;
• Специалисты из ДТЛ (Дирекции Транспортной Логистики) во всех случаях отвечают, что смогут доставить, но нужны точные данные для расчета стоимости и сроков доставки;
• Эксперт МТО (Материально-Технического Обеспечения) идет к поставщику и узнает точные габариты и адрес забора груза;
• Эксперт МТО возвращается с информацией о грузе в дирекцию ДТЛ;
• Как правило, данной информации не достаточно и еще идет ряд уточнений;
• После уточнения всех деталей происходит расчет стоимости перевозки в нескольких транспортных компаниях;
• Из полученных предложений - выбирается оптимальное;
• После получения стоимости, начинаются разбирательства- из какого бюджета данная перевозка, ведь груз уже куплен с доставкой и нужно менять договор или подписывать дополнительное соглашение;
• После решения вопроса финансирования- происходит заявка в транспортную компанию на перевозку.
Весь процесс от решения о самостоятельной доставки до заказа в транспортную компанию может занимать от недели до двух. Потом сама доставка, тоже не очень быстрая. Учитывая, что идет запуск новых видов продукции, некоторые позиции нужны очень срочно.
Менеджеры других отделов выполняют возложенные на них функции согласно штатного расписания предприятия.
Таблица 1 – Оценка эффективности логистической деятельности ПАО «Уралкалий»
Показатели 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. к 2021 г.
Выручка от продаж, тыс. руб. 333 777 932 720 4 100 200 12720
Себестоимость, тыс. руб. 297 959 833 704 3 007 450 8816
Прибыль от продаж, тыс. руб. 8790 11450 12694 3904
Затраты на логистику, тыс. руб. 8014 8223 8399 385
Выручка в расчете на 1 руб. затрат на логистику, руб. 6,38 6,74 7,61 1,23
Прибыль в расчете на 1 руб. затрат на логистику, руб. 1,10 1,39 1,51 0,41
Доля логистических затрат в себестоимости, % 18,9 18,7 16,4 -2,5
В динамике за три года наблюдался рост эффективности логистической деятельности предприятия. Это выразилось в росте выручки и прибыли в расчете на 1 руб. логистических затрат.
Состав и структура затрат на логистику представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Состав и структура затрат на логистику
Статьи затрат 2021 г. 2022 г. 2023 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Транспортная логистика 3574 44,6 3667 44,6 3771 44,9
Складская логистика 4440 55,4 4556 55,4 4628 55,1
Итого 8014 100,0 8223 100,0 8399 100,0
За анализируемый период затраты на логистику увеличились с 8014 тыс. руб. в 2021 г. до 8399 тыс. руб. в 2023 г. При этом в структуре логистических затрат наибольший удельный вес приходится на складскую логистику.
Снабжение данного предприятия зависит от объемов выполнения работ со своим подвижным составом.
Результаты расчета годовых объемов работ приводятся в табл. 3.
Таблица 3 - Годовые объемы работ, чел-ч
Вид работ Распределение объема работ ТО и ТР по видам
% Чел-ч % Чел-ч % Чел-ч
Диагностические 5 880 100 880 - -
ТО, смазочные 4 704 100 704 - -
Электротехнические 5 880 80 704 20 176
По приборам системы питания 5 880 70 616 30 264
Аккумуляторные 2 352 10 35 90 317
Шиномонтажные 5 880 30 264 70 616
Ремонт узлов, систем и агрегатов 10 1760 50 880 50 880
Кузовные и арматурные 10 1760 75 1320 25 440
Окрасочные 10 1760 100 1760 - -
Обойные 1 176 50 88 50 88
Слесарно-механические 8 1408 - - 100 1408
Итого 100 17600 - 9011 - 8589
Далее рассмотрим организацию логистики снабжения на предприятии.
После того, как ПАО «Уралкалий» заключает контракт с поставщиком, следующим шагом является подача заявки (PR). ОР включает описание товара / услуги, цены и количества, информацию о поставщике и рабочий процесс утверждения.
После утверждения PR финансовая команда выпускает заказ на поставку (P) O поставщику, который документирует такую информацию, как номер заказа на поставку, условия оплаты, информацию о поставщике и т. д.
На основе оплаты и договорных условий поставщик доставляет товары / услуги. По получении компании должны провести
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
5. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
6. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
7. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
8. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
9. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
10. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
11. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
12. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
14. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов В.В. Жариков В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
15. Голубчик А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
16. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
17. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2019. - 734 с.
18. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
19. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
20. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
21. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
22. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 268 с.
23. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
24. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
25. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
26. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.
27. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2019. – 507 с.
28. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2019. - 288 с.
29. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
30. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. "Высшая школа экономики"; -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2020.-634 с.
31. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 430 с.
32. Щербаков В. Логистика и управление цепями поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 592 с.
33. Антонов Г.Д., Бодренков А.В. Оценка эффективности организации снабженческой деятельности промышленного холдинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2020 – С. 120-124
34. Грищенко О. Определение условий сотрудничества с поставщиком по лизинговой сделке // Логистика. 2020. № 4. С. 54–56
35. Кузнецова М.Н. Методика анализа и оценки поставщиков ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2019. № 43. С. 57–61
36. Куликова Л.И. Особенности учета финансового результата хозяйственной деятельности // Бухгалтерский учет. – 2020. - № 9. С.20-25
37. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2020. №75, январь – февраль. С. 24-25
38. Осадченко А.М. Современная концепция управления цепями поставок. Журнал Economics. № 1 (2) / 2020. – С.6-8
39. Рыбалко М.А. Современные классификации поставщиков логистических услуг // Перспективы науки. 2019. № 18. С. 138–141
40. Рыкалина О. Вопросы определения понятия интегрированной логистической деятельности в региональном масштабе / О. Рыкалина // Логистика. – 2020. – №11. – С. 42–45
41. Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2019/04/2445 (дата обращения: 11.04.2022)