Фрагмент для ознакомления
2
Военно-психологическая психология является прикладной отраслью психологии, изучающей закономерность и механизм функционирования психических процессов человека, связанных с его участием в военной деятельности в учебных и боевых условиях и психологическую закономерность становления отдельных видов военной деятельности .
Военно-психологическая психология является прикладной отраслью психологии, изучающей закономерность и механизм функционирования психических процессов человека, связанных с его участием в военной деятельности в учебных и боевых условиях и психологическую закономерность становления отдельных видов военной деятельности.
Понимание условий возникновения, механизмов проявления того или иного психического процесса, состояния и качества военнослужащего, может ими управлять практика. То есть – учитывать эту закономерность в своем творчестве и целенаправленно сформировать и совершенствовать качества воинов, необходимых для служения и боя, и корректировать, если это необходимо, в случае их необходимости.
Важнейшая характеристика жизни военнослужащих заключается в том, что она проходит в виде военно-социальных взаимоотношений. Это значит, что почти любые поступки, повседневные действия и службы, различные видов боевых действий военнослужащих выполняются в качестве процессов их совместной деятельности. Социальное сотрудничество военнослужащих групп побуждает к индивидуальным, групповым и общественным потребностям жизнедеятельности военнослужащих. Эти потребности удовлетворяются в рамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если взять общество человека в целом, в частности, именно посредством общения и сотрудничества создаются условия жизни для самих людей, обеспечиваются их взаимопонимания и согласования отдельных действий, формируются сообщества – большие, маленькие социально-группы. Особым типом взаимодействия являются противодействия, борьбы, социальных конфликтов, включая военную.
К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей, можно отнести следующие:
• Роль морального и психологического фактора в повышении готовности к боевой подготовке и эффективности боевой деятельности войсками и отдельными военнослужащими.
• Военный лидер, стиль своей деятельности и взаимодействия, условия эффективного влияния на сотрудников.
• Социальные и психологические массовые явления в условиях боевых действий - паника, объединение коллективов воинов.
• Методы эффективного воздействия на нравственный дух, психологическую ситуацию противника с населением, методы психологии войны.
• Социальная и психологическая характеристика военнослужащего в зависимости от его социальной, демографической, национальной, возрастной, половой, профессиональной, социальной классовой и др. особенностей.
• Социальная и психологическая характеристика воинского коллектива подразделения, экипажа, караула и др. как малой социальной группы.
• Состояние отношений в отделе как в малом группе, оптимизация их взаимоотношений. Конфликт в общении с военнослужащими, способы предотвращения и разрешения конфликтов.
• Социальная и психологическая адаптация военных, как процесс приспособления их к особенностям нового социально-психологического статуса военных, входа в конкретную военную группу.
Социальные и психологические факторы успешности совместных военных действий – условия совместности и эффективности военных действий, потребности в служебной связи и т.д.
Сейчас все больше ученых и практик начинают относиться к задачам, поставленным Н.Н.Голиным в 30-е годы XX века: изучению проблем подсознания человека, рассмотрению вопроса об искажении приемов связи психологии действующего войск с психологией высшего штаба, а также психологическую экспертизу приказов, принятых решений, психологическую экспертизу приказов, принятых решений.
1. Оценка требований, предъявляемых в условиях современной боевой обстановки к психологическим характеристикам воина, учитывая содержание и объем переносимой нагрузки;
2. Раскрыть закономерности, определяющие поведение и действие воинов, военных коллективов в условиях боевой подготовки и, в частности, военной деятельности.
3. Разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;
4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;
5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам.
6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;
7. Определение средств предотвращения конфликтов, уменьшения неуставных отношений и нарушения военной дисциплины подразделений и частей;
8. Психологическая поддержка мобилизации и активизации персонала для успешного выполнения служебных, учебных и боевых задач;
9. Создание методов и процедур для оценки морального и психологического состояния личности, предотвращения снижения, восстановления психической стабильности в сложных ситуациях, предотвращения негативных психических реагентов.
10. Вооруженность командиров и офицеров образовательных структур с знанием военной психологии и формирования психологического склада мыслей, обеспечивающих наиболее эффективные взаимоотношения с сослуживцами;
11. Осуществление деятельности военных психологий и психологических служб ВС Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко И.Ф., и др. Психология воинского коллектива. – М.: Воениздат, 1967.
2. Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. – М.: Воениздат, 1977.
3. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко; Под ред. А. В. Барабанщикова .— М. : Воениздат, 1986.
4. Военная психология: Учебник для высш.военно-политических училищ / Под ред.В.В.Шеляга .— М. : Воениздат, 1972.
5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ. — М.: Совершенство, 1998.
6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
7. Караяни А. Г. Прикладная военная психология: учебно-методическое пособие: [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. — СПб. [и др.]: Питер, 2006.
8. Коупленд Н. Психология и солдат. – М.: Воениздат, 1960.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007.
10. Максименко С.Д. Общая психология: Учебное пособие. Серия: Образовательная библиотека. – М.: Академия, 2001.
11. Общая психология. Курс лекций. – М.: Владос, 2007.
12. Психология и педагогика. Военная психология / Под редакцией А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004.
13. Психология и педагогика. Военная психология : учебник для курсантов высш. воен.-учеб. заведений М-ва обороны Рос. Федерации / под ред. А. Г. Маклакова .— М. [и др.] : Питер, 2007.