Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Задание №1. В папке, размещенной по ссылке https://cloud.mail.ru/public/ZWsy/VBZ4ADbuW
размещен документ «Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования (проект)».
Ознакомиться с проектом, найти ответы на следующие вопросы:
1. Что является объектом и предметом Концепции?
2. Дайте характеристику основных факторов развития процесса воспитания.
3. Перечислите ключевые идеи концепции.
4. Опираясь на проект концепции (п. 2.1.), представьте не менее трех глобальных тенденций современности, выступающих в качестве вызовов времени, наиболее актуальных, на Ваш взгляд. Предложите ответы (способы решения) на один из выбранных вами вызовов, используя схему Fishbone, составленную с помощью сервиса Classtools (или любого иного, удобного для вас).
5. Опираясь на проект концепции (п. 2.2.) Создайте коллективный портрет современного подростка. Ответ представьте в виде ментальной карты «Современные школьники», используйте цитаты из статей, иллюстрации, собственные высказывания.
1. Что является объектом и предметом Концепции?
Объект Концепции — процесс воспитания в широком смысле, включающий:
● как стихийную, так и педагогически направляемую составляющую процесса социализации человека;
● как социальное формирование (социальную адаптацию), так и развитие личности.
Предмет Концепции — педагогическое сопровождение личностного развития, национально-гражданской идентификации, сетевой социализации, социально-профессионального самоопределения обучающихся в системе образования (включая дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, дополнительное образование), реализуемое педагогическими работниками образовательных организаций во взаимодействии с родителями (семьями) обучающихся и социальными партнёрами.
2. Дайте характеристику основных факторов развития процесса воспитания.
Факторами развития процесса воспитания, актуализирующими разработку и реализацию данной Концепции, выступают противоречия между:
● объективной потребностью в сохранении и укреплении единства российского общества на основе российских общественных ценностей — и трансформацией традиционной иерархии ценностей под влиянием тенденций глобализации и цифровизации экономики, становления сетевого (информационного) общества, ускорения динамики изменений и роста неопределённости;
● социальным характером требований к личностным качествам и универсальным компетенциям человека со стороны общества и экономики — и нарастанием тенденций замкнутости, индивидуализма, социально-гражданской пассивности в контексте сетевой социализации нового поколения в виртуальном пространстве;
3. Перечислите ключевые идеи концепции.
1. Базовые ценности как основа процесса воспитания и развития личности. Планируемые результаты, принципы, содержание, формы и методы воспитания и развития личности определяются:
— с одной стороны, определённой «предельной онтологией» — комплексом философско-антропологических представлений о человеке и обществе, фундаментальных характеристиках их природы, их соотношении друг с другом, месте и миссии человека в мире, в контексте современного этапа развития человеческой цивилизации;
— с другой стороны, набором актуальных российских общественных ценностей (базовых, национальных, гражданских) в сферах личностного развития, межличностных и общественных отношений, устройства и функционирования государства, принятых в настоящее время российским обществом и легализованных на основе действующего законодательства Российской Федерации.
2. Фундаментальными ценностными категориями, лежащими в основе процесса воспитания, выступают «человек», «развитие», «детство», «зрелость», «гражданское общество». При этом человек (человеческая личность) понимается, в предельном смысле, как субъект созидания, сочетающий творческую самобытность (уникальность) и способность к конструктивной коммуникации с другими людьми, обладающий жизнестойкостью в меняющемся мире на основе осознано принятых нравственных ценностей и освоенного набора знаний и компетенций.
4. Опираясь на проект концепции (п. 2.1.), представьте не менее трех глобальных тенденций современности, выступающих в качестве вызовов времени, наиболее актуальных, на Ваш взгляд. Предложите ответы (способы решения) на один из выбранных вами вызовов, используя схему Fishbone, составленную с помощью сервиса Classtools (или любого иного, удобного для вас).
Глобальные тенденции, выступающие в качестве вызовов времени:
1. Развитие цифровых технологий и виртуального сетевого пространства. Виртуальное пространство становится новой средой обитания детей и подростков, что существенно меняет процессы их когнитивного, эмоционально-волевого и социального развития. Это требует от системы воспитания адаптации к новым условиям, использования цифровых инструментов и технологий в образовательном процессе.
2. Стремительная динамика социально-экономических изменений. Постоянные изменения в профессиональной сфере требуют от человека высокой социальной, профессиональной и образовательной мобильности. Это требует внедрения гибких образовательных программ и систем, которые помогут детям и молодежи адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
3. Информационный взрыв и утрата традиционной значимости образовательных институтов. Изменения в значимости образовательных учреждений как основного источника информации изменяют социальную миссию педагога, снижая его статус как носителя знаний, но повышая значимость его личностных качеств и компетенций.