Фрагмент для ознакомления
2
Концепция развивающего обучения, как уже отмечалось, своё начало берёт в работах И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. Дистервега и др. Также Л.С. Выготским в начале 30-х годов XX в. была выдвинута идея обучения, которое должно идти впереди развития и ориентироваться на развитие ребёнка как на главную цель. В соответствии с его гипотезой, знания представляются не окончательной целью обучения, а только основным средством развития учащихся.
Сам термин «развивающее обучение» в педагогическую теорию и практику был введен В.В. Давыдовым. Под развивающим обучением было принято понимать новый, активно-деятельностный способ обучения, который пришел на смену традиционному, то есть объяснительно-иллюстративному. Исходя из этого развивающее обучение основывается на развитии механизмов мышления, а не на активизации и эксплуатации памяти. Учащимися необходимо овладевать теми мыс¬лительными операциями, посредством которых будет происходить усвоение знаний и успешное оперирование ими. Развивающее обучение представляет собой обучение, методы, содержание и формы организации которого непосредственно основываются на основных закономерностях развития ребенка.
Ребёнок при развивающем обучении является самостоятельным субъектом, которые взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие, как правило, включает все без исключения этапы деятельности: целеполагание, организацию и планирование, реализацию целей, а также анализ результатов деятельности. В соответствии с этим, из объекта педагогического воздействия учащийся преобразуется в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс выстраивается так, чтобы в его процессе учащийся как бы «переживал» полностью весь познавательный цикл, осваивал его в единстве теоретического и эмпирического познания [5].
Принципами развивающего обучения являются:
Принцип в начальном обучении ведущей роли теоретических знаний.
Принцип обучения на достаточно высоком уровне трудности.
Принцип обучения быстрым темпом.
Принцип осознания учащимися процесса учения.
Принцип систематической и целенаправленной работы над общим развитием учащихся.
При развивающем обучении отношения между участниками учебного процесса выстраиваются так: Ученик – учитель: отношения делового сотрудничества, партнерства. Учащийся – учащийся: коллективная распределительная деятельность, в качестве необходимого условия которой выступает диалог.
Развивающее обучение от традиционного отличается характером учения и преподавания. Главная задача учителя в ходе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, которая будет направлена на формирование по¬знавательной самостоятельности, развитие способностей, нравственных и идейных убеждений, активной жизненной позиции в целом. Разви¬вающее обучение реализуется в форме вовлечения ребенка в разнообразные виды деятельности, применение в преподавании дискуссий, дидактических игр и т.д.
Учителю вовлекая учащегося в учебный процесс необходимо ориентироваться на уровень его потенциальных возможностей и на основании полу¬ченных данных все педагогические воздействия конструировать, располагая их в зоне ближайшего развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 2011. - № 2. - 236с.
2. Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. - М.: Петрополис, 2015. - 280c.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: МПСИ, 2014. - 340с.
4. Рожина Л.Н. Развивающие технологии обучения // Психология. - 2014. - №3 (25). - С. 38-51.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: АСТ, 2018. - 256с.