Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена обзору сказки «Щелкунчик и Мышиный король» как романтическому произведению. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку творческое наследие Гофмана продолжает привлекать внимание исследователей в силу его яркости, образной насыщенности, жанровой и стилистической сложности. И особое значение придается реализации романтического метода в произведениях этого самобытного писателя.
Главная цель работы – рассмотреть сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» как романтическое произведение.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть работы, в которых творчество Гофмана рассматривается в контексте немецкого романтизма.
2. Провести анализ сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» как романтического произведения.
Материалом для исследования послужили монографии, диссертации, научные статьи, общие труды, посвященные литературе немецкого романтизма, творчеству Гофмана в контексте немецкого романтизма, эстетике и поэтике новелл Гофмана, общей мотивной структуре его творчества.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
1.Гофман и немецкий романтизм: основные черты и особенности художественного метода
Творчество Э. Гофмана достаточно подробно рассматривалось исследователями в контексте немецкого романтизма. В частности, следует выделить работы Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии» и В.М. Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика» . Эти исследователи, рассматривая творчество Э. Гофмана, отмечают, что Гофман относится к числу наиболее ярких представителей романтизма. Его творчество наполнено мифологическими мотивами, в нем присутствует мотив двоемирия, столь характерный для немецкого романтизма в целом.
В «Истории зарубежной литературы XIX в.» (под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева), а также в труде Ф.П. Федорова «Романтический художественный мир: пространство и время» (1989) также подробно изучается немецкий романтизм, исследователи отмечают, что новеллистика Гофмана наполнена мифологическими мотивами, более того, каждый герой Гофмана является символичным, мифологичным, наиболее ярко эта тенденция представлена в раннем творчестве Гофмана . Также Федоров отмечает, что для Гофмана был характерен интерес к судьбе искусства, к судьбе художника, к эстетике в целом, к ее проблемам, что также позволяет оценить новеллы Гофмана как сугубо романтические.
Также следует упомянуть статьи А.В. Карельского «Повесть романтической души» (1977) и А.Б. Ботниковой «Сказка немецкого романтизма» (1980), поскольку здесь дается анализ зарождения нового понимания мифологии в романтической прозе, Гофману в данном отношении принадлежит особая роль, поскольку он постоянно обращается к мифу и сказке, все его новеллы наполнены мифологическими элементами и имеют сказочный хронотоп .
Интересно также диссертационное исследование Е.В. Карабеговой «Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману» (1984). Согласно позиции Е.В.Карабеговой, романтическая сказка немецкого романтизма развивается с опорой на миф как основной, базисный элемент, что наиболее ярко демонстрирует творчество Гофмана .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с.
2. Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки /В.-Г.Вакенродер. "Удивительная восточная сказка о нагом святом"/. В кн.: Поэтика литературы и фольклора. -Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1980, с. 3-10.
3. Виткоп-Менардо Г. Э. Т. А.Гофман. — Челябинск: Урал, 1999. — 320 с.
4. Гофман Э. Щелкунчик и Мышиный король. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/shhelkunchik-i-myshinyj-korol/
5. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975
6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972
7. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с.
8. Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Москва, 1984. - 373 c.
9. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.
10. Михалева А.А. Герой-двойник и структура произведения : Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 2006.- 248 с.
11. Москвина Е. Творчество Э. Гофмана.// https://www.sites.google.com/site/sonnenpreisterin/статьи-доклады-монография/
12. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987
13. Тлевцежева М.А. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.03.- Майкоп, 2006.- 149 с.
14. Тураев СВ. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989.
15. Федоров Ф.П. Эстетические, взгляды Э.Т.А. Гофмана. - Рига: Звайгзне, 1972. - 63 с.
16. Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э-Т.A.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Л., 1973. - 22 с.
17. Чавчанидзе Д.Л. "Романтическая ирония" в творчестве Гофмана. // Ученые записки МПШ им. В.И. Ленина, 1967. с. 341 - 355.
18. Чавчанидзе Д.Л. Художественный образ Э.Т.А.Гофмана /"Фантазии в манере Калло"/. В кн.: Вопросы зарубежной литературы. - М., 1968, с. 87 - 102.
19. Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1969. - 16 с.
20. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Послесловие. В кн.: Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М.: Детск. лит., 1976.