Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших целей деятельности в финансовых вопросах любого государства будет являться возможность в реализации экономических, промышленных, социальных и культурных проектов, которые имеют общественное значение. Именно поэтому собираются различные налоги, организовываются бюджеты на разных уровнях, а также разворачивается кредитование разных субъектов.
Такие вопросы, как регулирование финансовых отношений правового регулирования, будущего развития и новаторство в данной отрасли права, касаются большинства различных аспектов в экономике нашей страны.
Отношения в обществе, которые связаны с такими понятиями, как использование, распределение и формирование муниципальных, а также государственных финансовых фондов, считаются финансовыми правоотношениями.
Финансовые правоотношения принято считать видом отношений, связанных с имуществом, которые имеют публичный характер, потому что возникают в связи с финансовыми ресурсами страны и муниципальных образований, которые используются для общезначимых потребностей. В пример можно привести такие отношения, которые имеют место в существовании между предприятием и страной при получении из государственного бюджета разных отчислений, или, наоборот, государство получило от предприятия денежные средства в связи с обязательным платежом.
Цель работы состоит в изучении понятия, содержания, субъектов финансовых правоотношений. Классификации финансовых правоотношений.
1. Понятие, содержание, субъекты финансовых правоотношений
Финансовое право определено в качества отрасли права Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения, возникающие во время образования, распределения и использования денежного фонда (финансового ресурса) страны, а также органов местного самоуправления, нужных с целью реализации публичных задач. Общеизвестно, в юридической науке России различают главные и комплексные отрасли права. На основании преобладающей точки зрения финансовое право по этому критерию отнесено к главным отраслям права Российской Федерации. Финансовое право, как и все остальные отрасли права Российской Федерации, обладает своим предметом и методом правового управления. Предмет правового управления финансового права – это общественные отношения, которые возникают во время осуществления страной финансовой деятельности, которая обусловлена наличием в государстве товарно-денежных отношений, надобностью распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, а также частей национального дохода. Финансовое право обладает своим предметом правового урегулирования, а также обусловленного данным предметом методом правового регулирования и в полной мере является самостоятельной отраслью права.
Исполнение финансовой деятельности страны и ее муниципальных образований нуждается в правовом регулировании отношений, которые возникают во время ее осуществления, а именно: четкое закрепление прав, обязанностей, ответственности принимающих участие в ней субъектов. В этом и заключено главное назначение финансового права. При помощи норм финансового права финансовой системой приводится в работу и используется страной соответственно стоящих перед ними задачи.
Сфера финансов и ряд их сторон затронуты нормами и иных отраслей права. Но именно в область финансового права данная сфера попадает в полном объеме, но при этом на различные звенья финансовой системы его нормы имеют распространение не в равном объеме. Что можно объяснить тем, что предмет финансового права охватывает отношения, которые возникают из-за функционирования государственных, а также муниципальных финансов, что обуславливается публичным характером одних и вторых. С иными составными частями финансовой системы данная отрасль права, так как она призвана регулировать отношения, которые связаны с аккумуляцией средств в денежный фонд страны и муниципальных образований, а кроме этого их использования (допустим, налоговый платеж из финансового ресурса предприятия, основанного на негосударственной форме собственности) .
Нужно особо отметить, что на основании финансовой деятельности страны, а также муниципальных образований появляются кроме финансовых, прочие общественные отношения, не относящиеся к предмету финансового права: допустим, трудовые, гражданские и иные, которые регулируются соответствующей отраслью права. Финансовое право призвано регулировать только финансовые отношения.
Предметом финансового права, являются общественные отношения, которые возникают во время работы в области планомерного образования (формирования), распределения и использования государственного денежного фонда, муниципальных денежных фондов и других публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) с целью реализации задач публичного вида .
В своем содержании данные отношения очень разнообразные, что обуславливается многозвенностью финансовой системы, ее взаимосвязью с различными структурами общественного производства и распределения, с различными сторонами жизнедеятельности общества и страны. Такой же широкий и круг участников финансовых отношений: Россия вступает в отношения со своими субъектами, которые в свою очередь вступают в отношения - с муниципальными образованиями, органы государственной власти, а также местного самоуправления - с организациями, а также физическими лицами, государственные органы любого уровня взаимодействуют с органами местного самоуправления, в частности с финансовыми и кредитными на основании своей компетенции в сфере финансов.
Но при этом не каждый раз специалистами в области финансового права включаются в его предмет взаимоотношения, которые связаны с функционированием сферы муниципальных финансов, ограничивая их только упоминанием области государственных финансов и финансовой деятельности страны. В это же время, при рассмотрении содержания определенных финансовых правовых институтов, ими отражаются в них, также муниципальные финансы, и финансовая деятельность органов местного самоуправления (допустим, бюджетное право муниципального образования либо органа местного самоуправления), то есть практически не отрицается принадлежность данных категорий к сфере финансового права.
Кроме этого есть и противоположное мнение, на основании которого в предмет финансового права не включены взаимоотношения, которые возникают во время финансовой работы органа местного самоуправления (формирование и исполнение местного бюджета, установление и взимание местных налогов и сборов и так далее), так как данные органы не относят к системе органов государственной власти.
Взаимосвязь финансового права с государственными финансами была выделана также в русской дореволюционной юридической литературе. В это же время обращали внимание на то, что к области финансового права относят и определенную работу земств, то есть органа местного самоуправления .
Представителями современной зарубежной науки тоже высказаны положения о связях финансового права с государственными финансами. Французским ученым П.М. Годме, в частности, написано, что: «Финансовое право - отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы» .
Следовательно, рассмотренные понятия предмета финансового права связаны не только с государственными финансами, но также с муниципальными финансами, и помимо этого учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.
В финансовых отношениях, которые являются предметом финансового права, отделяют определенные группы:
между Россией, ее субъектами, муниципальным образованием и административно-территориальной единицей (в лице определенного органа представительной, а также исполнительной власти), которые возникают на основании распределения между ними финансовых ресурсов государства;
между финансовыми органами страны и органом местного самоуправления, с одной стороны и физическим лицом – со второй, на основании исполнения последнего обязанностей перед Российской Федерацией и муниципальным образованием в области внесения платежей в государственный и муниципальный денежный фонд (в бюджет, внебюджетный государственный фонд);
между финансовым и налоговым органами страны и органом местного самоуправления, с одной стороны, и предприятием, либо организацией, учреждением – со второй, на основании исполнения финансового обязательства перед страной, муниципальным образованием в области внесения платежей в государственный и муниципальный денежные фонды, распределением между организациями либо расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
между финансовыми кредитными организациями различного уровня и правовых статусов на основании их работы в области образования, распределения и использования определенных государственных (муниципальных) денежных фондов, а также ресурсов (бюджетного, внебюджетного, кредитного, страхового);
между государственным и муниципальным предприятием, организацией, учреждением, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – со второй, в области распределения и использования в определенных сферах экономики и областях социальной жизни бюджетного либо кредитного ресурсов, а кроме этого собственных средств предприятия, организации, учреждения;
между финансовыми кредитными органами, с одной стороны, и юридическим и физическим лицом - со второй, в области образования и распределения прочих публичных страховых, а также кредитных фондов и ресурсов;
между участниками финансового рынка и компетентными органами из-за осуществления государственного урегулирования в данной области;
между компетентным органом государственной власти и местного самоуправления в области деятельности финансового контроля, учета и отчетности .
Рассмотренная классификация проводится по субъектному составу отношений. Но кроме этого существует классификация и по иным критериям, допустим по содержанию финансовых отношений, по методу финансовой деятельности и так далее. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.
Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления .
Таким образом, финансовое право - это совокупность юридических норм, которые регулируют общественные взаимоотношения, возникающие во время образования (формирования), распределения и использования централизованного и децентрализованного денежного фонда (финансового ресурса) государственного и муниципального образований, нужных для осуществления их задач.
2. Классификация финансовых правоотношений
Классификация на виды в соответствии со структурой финансовой системы России объясняет то, в каких областях могут взаимодействовать субъекты финансовой деятельности. Данная классификация выделяет финансово-правовые отношения, такие как:
- бюджетные;
- налоговые;
- валютные;
- правоотношения в сфере государственного кредита;
- правоотношения в области страхования;
- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
- правоотношения в области банковской деятельности;
- правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов.
В зависимости от объекта правового регулирования:
- материальные. В них реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов;
- процессуальные. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.
Нужно отметить то, чем являются материальные и правовые