Фрагмент для ознакомления
2
Долгое время существовавшая советская централизованная система управления территориями ушла в прошлое. Рыночные отношения потребовали совершенно нового подхода к методам управления и продвижения территорий. Сегодня эффективное социально-экономическое развитие территорий просто невозможно без комплекса хорошо продуманных маркетинговых мероприятий по продвижению территориального продукта. Политика маркетинга территории должна быть ориентирована на улучшение жизни людей, развитие инфраструктуры, создание условий для бизнеса, привлечения инвесторов и пр.
Поэтому формирование маркетинговой стратегии развития территории и управление ее продвижением является сегодня важнейшей задачей социально-экономического развития каждого региона РФ. Ведь успешность бренда территории напрямую влияет как на обеспечение привлекательности ее имиджа, так и на повышение интереса внешних инвесторов, наращивание производственного потенциала, укрепление интеграционных и кооперационных связей. Кроме того, каждая территория имеет свои характерные особенности, поэтому задача административного менеджмента как можно эффективней использовать имеющиеся преимущества. Именно развитие конкурентоспособной экономики, ориентированной на потребителя, продвижение территориального продукта, ресурсов и услуг позволяют сегодня региону обеспечивать свое благополучие и создавать условия для привлечения инвесторов и партнеров, выходить на внешние рынки.
Актуальность данной темы в том, что в рыночных условиях эффективный маркетинг территории во многом способствует как ее экономическому развитию, так и продвижению территориального продукта.
Цель данной работы – ответить на вопросы задания.
Основные задачи при выполнении работы:
- рассмотреть формы и методы продвижения территории;
- проанализировать конкурентоспособность страны;
- исследовать локализацию территориального продукта.
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕРРИТОИИ
1.1. Определение понятия «Территориальный маркетинг»
Надо сказать, что в отечественной экономической литературе встречается множество понятий, так или иначе отражающие вопросы маркетингового подхода к управлению территорией. Разные авторы применяют такие термины, как: «региональный маркетинг», «маркетинг места», «маркетинг города», «территориальный маркетинг», «маркетинг территорий» и др. Все они имеют как общие характеристики, так и индивидуальные. И все-таки одной из наиболее часто используемых категорий является категория «территориальный маркетинг». В раскрытии сущности этой категории можно выделить как экономико-географический, так и маркетинговый подход. Представителями экономико-географического подхода являются отечественные экономисты А.М. Лавров, В.С. Сурнин, В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова, Т.В. Сачук. Надо отметить, что еще в 1994 году А.М. Лавров и В.С. Сурнин одними из первых ввели в научный оборот в области территориальной экономики термин «региональный маркетинг», который они определяли как элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на уровень местных предприятий, а на уровень региона, края, республики. Однако существует и другой подход к определению новой сущности управления территорией в условиях рыночной экономики – это маркетинговый подход. Представителями этого подхода являются А. Л. Гапоненко, Г. В. Гутман, Е. П. Голубков и ряд других авторов. Согласно данному подходу территориальный маркетинг - это совокупность мер по привлечению на территорию новых экономических агентов, инвестиций, ресурсов. Западные специалисты в своих работах не используют понятие «территориальный маркетинг», часто подменяя его понятием «маркетинг места». Например, в трудах Ф. Котлера и его коллег, где используется термин «маркетинг места», говорится, что маркетинг обеспечивает наиболее всесторонний подход к решению проблем территории, при котором ее продвижение является составной его частью. Кроме того, Ф. Котлер обращает особое внимание, что основное предназначение маркетинга – это повышение возможности адаптации территориального сообщества к рыночным изменениям, нарастить хозяйственные возможности и увеличить жизненную силу места (территории). Если же говорить простыми словами, то территориальный маркетинг – это один из основных инструментов регулирования экономикой и развитием территории.
1.2 Развитие территориального маркетинга
Эпоха рыночных отношений в стране потребовала от территориальных властей нового подхода к формам и методам управления территорией, которые сегодня невозможны без грамотного маркетинга и ориентации на рынок. Надо сказать, что в развитых странах территориальный маркетинг получил развитие еще в 90-х годах прошлого столетия. Уже тогда местное самоуправление увидело важность самостоятельного определения сообществом целей и основного направления устойчивого социально-экономического развития своей территории. В России же, после разрушения централизованного управления и планирования советского периода, регионы оказались в состоянии полной неопределенности. Однако начавшиеся в стране перемены в социально-экономических отношениях, набирающий обороты рынок и жесткая конкуренция заставила местную власть принять на себя ответственность за развитие территорий.
Хотя надо признать, что на местах еще недостаточно внимания органы исполнительной и законодательной власти проявляют к территориальному маркетингу. На сегодняшний день практически нет государственных организаций, занимающихся продвижением территорий. Вместе с тем, современные условия экономического развития требуют поиск новых инструментов и подходов к практике территориального управления. Как и любой другой маркетинг, территориальный маркетинг должен строиться на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг, развитии территориальной экономики и грамотном использовании тех преимуществ, которыми располагает территория.
1.3 Формы и методы продвижения территории.
Многие регионы страны сегодня достаточно успешно занимаются продвижением своих территорий. Однако, как правило, развитие территориального маркетинга, как и сами механизмы повышения конкурентоспособности регионов, реализуются в рамках специальных программ социально-экономического развития субъекта РФ. В основном они опираются на долгосрочные приоритеты, цели и задачи. Кроме того, региональные власти зачастую стараются интегрировать свои программы развития территорий в реализуемые федеральные проекты, направленные на стимулирование экономического роста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арташина И. А. Анализ практики маркетингового управления социально-экономическим развитием субъектов РФ / И. А. Арташина, В. Ю. Дудина, Ю. Н. Жулькова // Региональная экономика: теория и практика. - 2020.
2. Анучин, Андрей Августович. Конкурентоспособность стран и регионов. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / Анучин Андрей Августович. - М.: КноРус, 2020.
3. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КноРус, 2021.
4. Камалова Т. А. Территориальный маркетинг как инструмент управления стратегическим развитием / Т. А. Камалова, Д. А. Абдуллаева // Экономика и предпринимательство. – 2020.
5. Комаров М. А. Маркетинговые коммуникации в продвижении территориального бренда / М. А. Комаров // Региональная экономика: теория и практика. – 2020.
6. Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. Региональная экономика и управление. — М.: Юрайт. 2023.
7. Управление маркетингом территории на основании миссии муниципального образования / Н. В. Новичков, А. В. Новичкова, Е. А. Веселкова, Е. А. Савченко // Проблемы теории и практики управления. - 2020.
8. Щербина, Е. В. Муниципальное управление и территориальное планирование. Учебное пособие / Е.В. Щербина. – Москва, Гостехиздат, 2019.
9. Ярош О. Б. Теоретические основы маркетинга территорий, его роль и место в современной экономике / О. Б. Ярош, Э. А. Митина. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019.