Фрагмент для ознакомления
2
Проект «Сценарий занятия по празднично-обрядовой культуре Новгородской области»
Проект. Этап 1. Аудитория. Психологические особенности гостей мероприятия. Методические рекомендации по работе с аудиторией.
Проект. Этап 1: Аудитория. Психологические особенности гостей мероприятия. Методические рекомендации по работе с аудиторией
Для данного проекта была выбрана категория участников – подростки (возраст 12-16 лет). Подростковый возраст является критическим периодом развития личности, характеризующимся интенсивными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
Физиологические особенности:
Ускоренный физический рост и половое созревание.
Повышенная утомляемость и возбудимость.
Нестабильность вегетативной нервной системы.
Психологические особенности:
Формирование самосознания и стремление к самоутверждению.
Острое восприятие мнения окружающих и высокая потребность в признании.
Развитие абстрактного мышления и способность к критическому анализу.
Повышенная эмоциональная чувствительность и склонность к перепадам настроения.
Стремление к независимости и самостоятельности.
Социальные особенности:
Усиление значимости сверстников и группового общения.
Активный поиск своего места в социуме и осознание социальной роли.
Развитие навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Методика работы с данной категорией посетителей
Для работы с подростками важно учитывать их физиологические, психологические и социальные особенности, чтобы создать эффективную и комфортную образовательную среду. При составлении сценария мероприятия и выборе форм работы необходимо опираться на следующие методические рекомендации:
Использование активных методов обучения:
Включение интерактивных форм работы, таких как дискуссии, дебаты, ролевые игры, которые способствуют развитию критического мышления и коммуникативных навыков.
Применение проектов и групповой работы, что позволяет подросткам чувствовать себя частью команды и развивать навыки сотрудничества.
Формирование мотивации и интереса:
Подбор интересного и актуального для подростков материала, связанного с их повседневной жизнью и интересами.
Использование мультимедийных средств (видео, презентации, интерактивные доски) для наглядного представления информации.
Создание поддерживающей и безопасной атмосферы:
Поддержка открытого и уважительного общения, где каждый участник может выразить своё мнение без страха осуждения.
Постоянное поощрение успехов и достижений, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе.
Учёт индивидуальных особенностей и потребностей:
Предоставление возможности выбора заданий и форм участия, что учитывает индивидуальные интересы и уровни подготовки.
Внимание к эмоциональному состоянию подростков и своевременная поддержка в случае необходимости.
Интеграция игровых и фольклорных элементов:
Включение в сценарий мероприятия элементов народного творчества (песни, танцы, игры), которые способствуют развитию культурной осведомленности и эмоциональной вовлеченности.
Использование игровых методов для создания динамики и интереса, а также для закрепления учебного материала в непринужденной форме.
Литература
Блонский П.П. «Педология подростка.» - М.: Учпедгиз, 1935.
Выготский Л.С. «Психология развития ребенка.» - М.: Педагогика, 1984.
Крайг Г. «Психология развития.» - СПб.: Питер, 2001.
Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника.» - М.: Просвещение, 1967.
Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.» - М.: Политиздат, 1975.
Проект. Этап 2: Работа с материалами о традиционном празднике русского народного календаря (см. Приложение № 1).
Проект. Этап 3: Новгородские экспедиционные материалы по празднику (см. Дополнение к Приложению № 1).
«Проект. Этап 4». «Игровые элементы в структуре мероприятия и фольклор (по выбранной теме)» (см. Приложение № 3).
«Проект. Этап 5».
Сценарий мероприятия
Тема занятия
«Празднование Масленицы в Новгородской области»
Фрагмент для ознакомления
3
Васильев М.И. «Новгородская традиционная праздничная культура: Местные праздники Волотовского района.» Великий Новгород, 2001. 130 с.
Васильев М.И. «Новгородские ярмарки: XIX – первая треть XX века.» Великий Новгород, 2009. 147 с.
Васильев М.И. «Праздничная культура: традиции и современность // Сфера социально-культурного сервиса: теоретические аспекты изучения: монография.» Коллектив авторов – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 63-84.
Васильев М.И., Мышьякова Н.М. «Этнографические праздники в российском туризме: к вопросу об основных моделях проведения традиционных народных праздников // Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность.» Сборник материалов IV Межрегиональной научно-практической конференции. 28 сентября 2012 г. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 79-84.
Васильев М.И. «Праздничный календарь русской деревни XIX - начала XX в.: к вопросу о соотношении праздничных и рабочих дней // Этнографическое обозрение.» № 3. 2014. С. 164-176.
Российский этнографический музей. [Электронный ресурс] – Доступно по ссылке: https://ethnomuseum.ru
Дом народного творчества. Традиционная культура Новгородской земли. [Электронный ресурс] – Д