Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения играли и продолжают играть важную роль в социально-экономическом развитии страны.
Актуальность работы. В настоящее время Россия в лице ее государственных органов, субъектов и муниципальных образований вынуждена искать пути улучшения экономики, сохранения и повышения благосостояния населения в условиях неблагоприятного внешнеэкономического положения. На современном этапе трудности, связанные с решением этих задач, непреодолимы с помощью традиционных механизмов экстенсивного развития. Поэтому особое внимание следует уделять процессам оптимизации государственного сектора экономики, модернизации производственных структур государственных и муниципальных предприятий. Все это немыслимо без эффективного правового регулирования деятельности унитарных предприятий как важной составляющей современной российской экономики.
Целью работы является изучение организационно-правовых основ функционирования государственных и муниципальных предприятий.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
- рассмотрены государственные (муниципальные) предприятия и учреждения как хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики;
- определен механизм управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
- исследование некоммерческих форм государственных и муниципальных предприятий.
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения как хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики
Государственный сектор играет важную роль в любой современной национальной экономике, и без его использования трудно представить решение стратегических задач развития.
В соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012, государственный сектор представляет собой совокупность институциональных единиц сектора государственного управления и следующих юридических лиц:
- корпоративные юридические лица, владеющие более чем 50 процентами акций (долей участия), которые являются публичными юридическими лицами или государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления); к ним относятся коммерческие компании, в уставном капитале которых более 50% акций (долей участия) принадлежат публичным юридическим лицам или государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления); акции (паи) находятся в государственной (муниципальной) собственности и более 50% акций (долей участия) принадлежат хозяйствующим субъектам, относящимся к государственному сектору экономики;
- унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляются юридическими лицами, входящими в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления); к ним относятся государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
Сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (госорганы) и местного самоуправления и их институты, которые являются структурами, сформированными в результате политических процессов и обладающими законодательной, судебной или исполнительной властью на определенной территории. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государственными органами, относятся к сектору государственного управления; к ним относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании.
Группы государственных и муниципальных организаций представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Группы государственных и муниципальных организаций
Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации регулируется следующими законодательными актами: Гражданский кодекс РФ (ст. 113, ст. 114), Федеральный закон от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Так, в частности, унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию:
- в области обороны,
- в области разведывательной деятельности,
- в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации,
- в области транспортной безопасности,
- в сфере международных отношений Российской Федерации,
- в сфере государственной охраны,
- в сфере внутренних дел,
- в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах,
- в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий, к которым, как определено Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
- захоронение радиоактивных отходов;
- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути;