Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
На сегодняшний день проблема увеличения доходов бюджета субъектов стоит наиболее остро. Однако проблема роста доходной базы регионального бюджета заключается не только в поиске путей увеличения отдельных направлений доходов, но и в поиске способов диверсификации источников доходов. На сегодняшний день «доля нефтегазовых доходов в бюджете составляет 46-49%, что свидетельствует о критической зависимости от мировой конъюнктуры». В условиях, когда чуть менее половины доходной базы федерального бюджета зависит от колебаний мировых цен, то есть от внешней среды, необходимо обращать внимание на развитие доходной базы за счет внутренней среды, а нефтегазовые доходы должны определяться по пессимистичному сценарию и в случае роста цен восприниматься на мировых рынках как сверхприбыль от продажи нефти и газа.
Цель работы – анализ методов планирования доходов субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
изучить теоретические основы методов планирования доходов субъектов РФ;
провести анализ использования методов планирования доходов бюджета в регионе;
определить перспективные направления роста доходов бюджета в современных условиях.
Объект исследования – доходы бюджета Оренбургской области. Предмет исследования: процесс формирования доходов бюджета субъекта.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ СУБЪЕКТОВ РФ
Планирование может осуществляться при помощи шести базовых методов:
нормативный;
расчетно-аналитический;
индексный;
балансовый;
программно-целевой метод бюджетного планирования;
планирование и моделирование;
бюджетирование с ориентацией на дальнейшие результаты.
Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, заимствований, безвозмездных трансфертов и взаиморасчетов. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Центральным банком Российской Федерации или кредитной организацией операций по перечислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.
Рассматривая доходы бюджета как правовую категорию, необходимо помнить о значении бюджета в юридической интерпретации, где он традиционно понимается как финансовый план соответствующего финансово-юридического лица, имеющего определенное юридическое выражение, То есть утвержденный как нормативный акт. поэтому, анализируя доходы бюджета в юридическом смысле этого слова, мы сталкиваемся с определением понятия «доходы бюджета» как основы доходов соответствующего финансового плана.
Стоит отметить, что доходы часто связаны с другими соответствующими категориями. Иногда их приравнивают к доходной части бюджета. В связи с этим отдельные авторы справедливо отмечают, что бюджетная доля доходов является частью финансового плана, то есть если рассматривать доходы бюджета исключительно как часть бюджетных доходов, то ученый считает, что в данном случае можно говорить о правовом аспекте последнего. Рассматривая бюджет как юридическую категорию, мы считаем, что мы не можем сосредоточиться только на том, что это финансовый план, но должны обратить внимание на его юридическую форму, то есть на то, как утверждается бюджет - в соответствии с законом или решением государственного органа. Понятно, что бюджет-это план использования бюджетных средств, состоящий из доходов и расходов. Однако доходы бюджета являются частью финансового плана, а доходы бюджета уже являются фактическими доходами бюджета [9, с. 29].
Экономическое значение доходов позволяет анализировать взаимосвязи, связанные с их формированием. Анализ таких отношений позволяет проследить взаимосвязь между бюджетным правом и налоговым правом, институтом неналоговых доходов и другими отраслями и учреждениями, регулирующими платежи различных домохозяйств. Эта идея основана на ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой отношения субъектов бюджетных отношений в процессе формирования доходов и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также выполнения обязательств по государственному и муниципальному долгу, то есть регулирования государственного и муниципального долга, являются одним из основных направлений деятельности правительства. Из этого следует, что отношения, связанные с формированием доходов и выполнением бюджетных расходов государственной бюджетной системы, регулируются Законом о бюджете. При таком подходе возникает вопрос: отношения, связанные с формированием доходов бюджета, регулируются бюджетным или налоговым законодательством.
В России наиболее часто используется нормативный метод бюджетного планирования, поскольку он основан на различных стандартах и нормах, используемых для регулирования экономических аспектов деятельности организаций. Содержание этого метода отражено в его названии - использование различных норм и нормативов при формировании бюджета (потребление сырья, заработная плата, налоговые льготы, ремонт и инвестиции в модернизацию производственной цепочки).
Метод расчета и анализа позволяет удовлетворить высокие требования к точности данных. В этом случае источником данных для планирования служит новейшая техническая документация.
Кроме того, в Российской Федерации очень популярен так называемый метод индексации. В его основе лежит получение индекса на основе анализа различных факторов (инфляция, реальный доход на душу населения, заработная плата и т.д.) и их последующее применение при отслеживании и расчете тех индексов, которые отличаются от первоначально рассчитанных.
Следующим методом является балансовый метод, который означает, что расходование и поступление бюджетных средств за выбранный период рассчитываются на всех этапах и уровнях. Другими словами, это структурированный метод, используемый для расчета спроса на промышленные товары, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для производства такой продукции. Ключевым фактором является материальный баланс. В контексте уже ставшего традиционным подхода по-прежнему выделяется планово-целевой подход к планированию, который тесно связан с регулированием и балансом. Как следует из названия, метод моделирования определяет различные условия развития социально-экономических процессов в своей модели. Если сгенерированная модель прогнозирования неверна, этот метод позволяет вам своевременно и эффективно исправить отклонение.
Приоритетной областью применения является государственный план, поскольку он позволяет осуществлять комплексное и приоритетное планирование, которое позволяет разрабатывать планы на основе имеющихся средств, сырья, временных рамок и исполнителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
4. Балынин И. В., Терехова Т. Б. Совершенствование управления федеральным бюджетом России 2023-2025 гг. / И.В. Балынин, Т.Б. Терехова // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 4. – с. 216-222.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. - 272 с.
7. Васильева Е.Г. Бюджетно-правовая ответственность в РФ: проблемы правового регулирования и реализации // Финансовое право. – 2015. – № 9. – С. 14–18.
8. Гордеева Н. В., Попова А. А., Трилицкая О. Ю. Особенности формирования и влияния на систему межбюджетных отношений доходов государственного бюджета // Региональная экономика. Юг России. – 2024. – Т. 11. – № 1. – С. 108–116.
9. Жиляков Д. И. Ретроспективный анализ налоговых доходов федерального бюджета / Д.И. Жиляков // Экономические науки. – 2023. – №2 (219). – с. 173-181.
10. Курц Н.А. Актуальные вопросы осуществления государственного финансового контроля в отношении органов судебной власти // Российский судья. – 2016. – № 10. – С. 29–34.
11. Миляков Н. В. Финансы: Курс лекций. - (Серия "Высшее образование")/Миляков Н. В. ИНФРА-М, 2015. - 432 с
12. Мырка Л.С. Актуальные проблемы правового регулирования полномочий Федерального казначейства по привлечению к административной ответственности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7)
13. Подъяблонская, Л. М. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л. М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 407 с.
14. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. О.В. Соколовой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 912 с.
15. Финансы: Монография / В.Н. Горелик. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2015. - 150 с.
16. Финансы: Учеб. пособие / М.М. Купцов. - М.: РИОР, 2016. - 142 с.
17. Финансы: Учебник / Н.В. Миляков; Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 543 с
18. Финансы: Учебник / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.Г. Князева, В.А. Слепова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2016. - 654 с.
19. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Н. В. Колчина и др.]; под ред. Н. В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 383 с
20. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 703 с.