Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика эпохи, когда осуществлялась научная деятельность Э.Маля
В XIX веке завершилось формирование искусствоведения как науки, охватывающей широкий круг проблем искусства всех эпох и стран, обладающей своей методологией и опирающейся на развитие философско-эстетической мысли, общественных и точных наук, социальных движений и идеологической борьбы. В первой половине века влияние идей Великой французской революции, эстетические концепции Канта, Шеллинга, братьев Шлегелей и особенно Гегеля создали основу для возникновения цельного представления об искусстве, проникнутого идеями исторического развития и взаимосвязей общественных и культурных явлений. Археологические исследования, открытие художественных музеев способствовали формированию научной истории искусства. В атмосфере общественной жизни, успехов выставочного дела и журналистики развивается художественная критика, активно влияющая на развитие искусства и формирование вкусов публики. Теория, история и критика наполняются борьбой идей и направлений. Романтизм связан с отрицанием догматических норм и обращением к наследию средних веков и народному творчеству. Важное значение имели работы Стендаля, Констебла, Румора, а также критика Делакруа, Планша, Гейне, Бодлера. В России также происходило развитие искусствоведения, с акцентом на историю национального искусства и его гражданскую программу. Реалистическая программа Белинского, Герцена, Огарева оказала влияние на русское искусство. Свиязев и Красовский высказывали прогрессивные идеи о природе и задачах архитектуры.
В 19 веке художественная критика стала расти быстрыми темпами, поскольку художники начали создавать произведения с неопределенным будущим. Вместо того чтобы работать по заказу церкви или государства, требующих соответствия идеологии и стилю, художники стали свободными производителями для рынка. Государство продолжало спонсировать выставки, такие как ежегодный салон французского правительства. Стандарты салона начали ослабевать под воздействием новых теорий искусства, разработанных в ответ на новые виды искусства, выступавшие против традиционных моделей.
Историческая справка о состоянии наук об искусстве в момент написания автором работы
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия.
Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И. Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В. Г. Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы.
В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.
Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.
Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума…» П. Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В. Ступина в Арзамасе или А.Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.
Актуальность выбора темы, несомненно, продиктована историческим интересом к личности и деятельности знаменитого сценографа, художника, искусствоведа, историка. Произведения многотомный труд «истории живописи всех времен и народов» «Художественные письма»,
В настоящее время невозможно переоценить вклад направления искусствоведческих созиданий, принадлежащих деятелям и ученым, искусствоведам обширного круга «Мир искусства». Они воплотили в жизнь одно из важных преобразований, образования и самообразования широкого круг лиц, обратили внимание на русскую историю в мировом значении. Благодаря этому в изучении русской культуры произошло переосмысление старых и основных положений, назревающих проблем, что дало мощный толчок для дальнейшего развития. Отечественная культура должна была уйти от навязанной ей роли провинциальной, отстающей и догоняющей культуры Западной Европы. Культурный диалог блестяще удалось наладить благодаря воплощению в жизнь «Русских сезонов». В Париже и в Лондоне с 1907 -1914 гг. пели, танцевали, играли спектакли русские артисты. После триумфальных выступлений Ф.И. Шаляпина, музыки Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина мир балетов в хореографии М. М. Фокина, мир не смог устоять от аплодисментов и оваций в честь торжества и величия многовековой культуры и искусства.
Одним из ярчайших представителей и отцом-основателем объединения «Мир искусства» стал Александр Николаевич Бенуа. Блестяще образованный, владевший несколькими европейскими языками, он выступил проводником новых подходов в культуре. Он известен не только как художник, но и как превосходный историк искусства, отличный книжный иллюстратор и выдающийся театральный декоратор. Он родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Николай Леонтьевич Бенуа, был архитектором, а мать, Камилла, была дочерью архитектора А. К. Кавоса. Его дед Луи-Жюль Бенуа перебрался в Россию в 1794 году и сделал на новой родине удачную карьеру метрдотеля при царском дворе. Александр получил начальное образование в гимназии Человеколюбивого общества. Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Маль Э. Религиозное искусство ХIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
2. Курасов С.В. Иконология как герменевтика канонического
искусства// Культура и цивилизация. – 2014. – № 6. – С. 46-50
http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2014-6/3-kurasov.pdf
3. Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 432 с.
4. О.А. ЧУВОРКИНА «Иероглифическая» иконография Э. Маля// Артикульт. – 2016. – № 22.
https://articult.rsuh.ru/articult-22-2-2016/articult-22-2-2016-chuvorkina.php
Список литературы
1. Бенуа, Александр Николаевич. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа; [Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского]. - Москва : Республика, 1995. - 446,[2] с. : цв. ил.; 22 см.; ISBN 5-250-02524-2 (В пер.) : Б. ц.
2. Лукомский, Георгий Крескентьевич. Старый Петербургъ : Прогулки по старинным кварталам столицы / Г. К. Лукомский. - Петроград : Свободное искусство, [ценз. 1917]. - 79 с., 41 л. ил. : фронт.; 20 см.
3. Лукомский Г. К. Исторический очерк и краткое описание коллекций киевского государственного музея имени Ханенко. Париж, 1925. С. 13.
4. Завьялова, Анна. “Александр Бенуа и художественное наследие Франции
XVIII века”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 9, no. 2 (2019): 300–324.
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.205
Список литературы
1. Бенуа А. Азбука в картинах. СПб., 1904; То же [Электронный ресурс] URL:http://imwerden.de/pdf/benua_azbuka_1904.pdf; Бенуа А. Н. История живописи. Т. 1-4. СПБ., 1912-1917; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua-history.ru/; Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990; Эткинд М. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Л., 1989.
2. Бенуа, Александр Николаевич. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа; [Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского]. - Москва : Республика, 1995. - 446,[2] с. : цв. ил.; 22 см.; ISBN 5-250-02524-2 (В пер.) : Б. ц.
Библиография А. Н. Бенуа, обширна, вот неполный список написанных литературных и научных произведений:
1. Бенуа А. Н. Художественные письма, 1908–1917, газета «Речь». Петербург / Александр Николаевич Бенуа ; [сост., коммент.: В. П. Подкопаева [и др.]. — СПб. : Сад искусств, 2006. — Т. 1 : 1908–1910. — 606 с. — ISBN 5-94921-018-2. — OCLC 123755860.
2. История русской живописи в XIX веке. 1902.
3. Азбука в картинках. — Санкт-Петербург, 1904.
4. Русская школа живописи. — СПБ, 1904;
5. Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517—538).
6. Художественные письма // [газета] «Речь». — Ноябрь 1908 — февраль 1917;
7. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. — СПБ, 1910;
8. История живописи всех времён и народов (СПб, 1912—1917; в четырёх томах и 22 выпусках; не окончена)
9. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928;
10. Жизнь художника. Воспоминания. Тома 1-2. — Нью-Йорк, 1955;
11. Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 годов). — М., 1968;
12. Memoirs, v. 1-2, L., 1960—1964. (англ.)
13. Мои воспоминания. В пяти книгах. Т. 1 и т. 2. — Изд. второе, доп. — М.: Наука 1990.
14. Мои воспоминания (в двух томах). — М.: Захаров, 2005. — 912+640 с. — ISBN 5-8159-0506-2.
15. Мой Дневник: 1916-1917-1918 / Вступит. ст. Дж. Э. Боулта и Н. Д. Лобанова-Ростовского; Подгот. текста Н. И. Александровой и Т. В. Есиной; Коммент. Н. И. Александровой и А. В. Ревякина. — М.: Русский путь, 2003. — 704 с., ил. — ISBN 5-85887-163-1. — (Всероссийская мемуарная библиотека, Выпуск 10)
16. Дневник 1916–1918 годов. — М.: Захаров, 2010. — 768 с. — ISBN 978-5-8159-1032-4.
17. Дневник 1918–1924 годов. — М.: Захаров, 2010. — 816 с. — ISBN 978-5-8159-1031-7.
Избранные произведения Александра Бенуа