Фрагмент для ознакомления
2
3. Общение как коммуникация, структура коммуникативного процесса
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:
1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией.
2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.
-выработка сходной системы кодирования и декодирования
-сходные единицы значений (тезариус)
-сходное понимание ситуации
Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
Что? (передается) — Сообщение (текст)
Как? (осуществляется передача) — Канал
Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
С каким эффектом? — Эффективность
Коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – обратная связь
Ответы на вопросы к экзамену по курсу «Этика и психология деловых отношений»
1. Перцептивный уровень общения и его средства: эмпатия, рефлексия, идентификация
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и усыновления на этой основе взаимопонимания. Каждый из участников общения, кроме передачи послания, является приемником ответной информации. Функция восприятия является очень значимой при организации процесса общения. Особое значение перцептивная сторона приобретает в условиях первого контакта. Первое восприятие создает первое впечатление, которое часто является определяющим при последующих контактах, особенно в своем эмоциональном проявлении.
Перцептивная сторона общения во многом определяет: адекватно или неадекватно будет формироваться мотивация последующего общения. В качестве механизмов социальной перцепции выделяют: идентификацию, рефлексию и эмпатию. Идентификация обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает: во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей, во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, поставить себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в пространство, обстоятельства партнера и приводит к его лучшему понимании.
Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе эмоциональное оценки человека формируется отношение к нему: симпатия, если возникает положительный образ другого, антипатия — отрицательный.
Под рефлексией в социальной психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу самого процесса познания людьми друг друга с точки зрения изучения содержания межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).
В перцепции возможны ошибки восприятия, в основе которых лежат такие эффекты как эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия. Эффект «ореола» — это своеобразное «клеймо» на образ чело века, мешающее видеть его действительное поведение. Поэтом во время общения путем приписывания формируется установи на ранее существовавший образ и искажается восприятие. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависти от порядка и значимости представления информация для оценки личности. Ранее доведенная информация, играет решающую рол при восприятии.
При восприятии знакомого человека действует эффект «новизны» и последняя, новая информация, противопоставленная ранее высказанной, оказывается наиболее значимой. Ошибочное восприятие связано и со стереотипами. Они возникают в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические стереотипы и другие социальные стереотипы.
Таким образом, эффективное общение людей предполагает обмен информацией, организацию взаимодействия и взаимопонимание. Люди, являясь активным субъектом социального управления и иного взаимодействия, должны не только развивать свои коммуникативные качества, то есть владеть технологией и конкретными техниками общения, но и способствовать оптимизации их у собеседника.
2.Коммуникативный уровень общения и его средства: вербальные и невербальные (общая характеристика)
Общение — передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.