Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире государственное вмешательство в экономику является очень важным явлением, потому что это напрямую связано с экономикой страны в целом, а экономика страны влияет на все сферы жизни населения. С одной стороны, многие экономисты считают, что государство должно играть активную роль в регулировании экономических процессов и защите интересов населения. С другой стороны, есть те, кто считает, что государственное вмешательство может привести к негативным последствиям, таким как ограничение свободы предпринимательства
и снижение эффективности экономики в целом.
ГЛАВА 1. Сущность и актуальность государственного регулирования экономики
1.1. Целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику
Регулирование экономики государством представляет собой процесс контроля для целенаправленного влияния правительства на конкретные части внутреннего и внешнего рынка при помощи регуляторов макро и микроэкономического характера для достижения экономического роста амой системы.
По мере развития общества появились определенные воззрения относительно целесообразности и методов государственного вмешательства в экономику. Однако наибольшее распространение получили кейнсианская, неоклассическая и монетаристская теории.
1. Кейнсианская теория. Дж. Кейнс показал, что, несмотря на способность рынка к саморегулированию, ей внутренне присущи определенные недостатки, на устранение которых требуются большие затраты, именно поэтому государство должно оказывать воздействие на рыночный механизм. В данной теории, одним из важнейших направлением считали формирование совокупного эффективного спроса, в том числе и инвестиционного, который стимулирует расширение производства и предложение товара.
Самые существенные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:
1) Самые важные вопросы воспроизводства нужно разрешать не с помощью изучения предложения ресурсов, а с помощью спроса, который обеспечивает фактическую реализацию ресурсов.
2) Рыночная экономика не умеет заниматься саморегуляцией, вследствие этого государственное вмешательство неотвратимо.
3) Нежелательными являются кризисы перепроизводства, следовательно, проблему равновесия, возможно, решать в макроэкономике с точки зрения «эффективного спроса», который в свою очередь формулирует равновесие между производством и потребителем, занятостью и доходом.
4) Включение дефиниции «эффективный спрос» выступило стимулом для процесса анализа всех макроэкономических показателей, что дало возможность понять, как действует в целом система экономическая, как происходит движение потока стоимости, который производится, распределяется и потребляется.
5) Основной инструмент регуляции экономики - бюджетная политика, в свою очередь на которую возлагаются задачи по обеспечению производственного оборудования и занятости рабочей силы .
Таким образом, основные положения подхода Дж. М. Кейнса помогли Ф. Рузвельту реализовать проводимый «Новый курс».
Кейнсом были созданы принципы теории занятости. Кейнсианство признает существование таких «минусов» системы капитализма, как неполная занятость людей и ресурсов, то есть безработицы и кризисов. Кейнс аргументирует свой интерес к теме занятости опасением революции, к которой приводит чрезмерная безработица. Но безработица не может исчезнуть совсем, поскольку капиталистам нужен этот процесс, чтобы всегда иметь дешевую рабочую силу. Анализируя полную занятость, Кейнс был нацелен ан маскировку антинародной сущности государственно-монополистического капитализма и поиск уменьшения уровня безработицы .
ГЛАВА 2. Особенности государственного регулирования экономики в РФ
2.1. Основные этапы развития государственного регулирования экономики в РФ
В 2023 г. исполнился 31 год с начала экономических реформ в нашей стране. Сравнивая с прошлыми годами, можно оценить уровень их установления. И сегодня нет окончательного ответа на вопрос о том, какую систему мы строим. За этот период стране удалось принципиально отойти от административно-командной системы и начать движение в сторону рыночной. Важнейшим моментом перехода к рыночной экономике стало изменение отношений собственности. Следует отметить, что до сих пор происходят сдвиги в сторону рынка. Примером могут послужить широкомасштабные процессы приватизации, создание АО всех типов, создание объектов смешанной экономики, становления более открытой хозяйственной системы для международного взаимодействия.
В то же время эффект экономических реформ оказался противоречивым. Увеличивающийся уровень инфляции и последующее вытеснение денежной массы в первую очередь оказали негативное влияние на малообеспеченные слои населения. В течение 1992 г. темп роста потребительских цен увеличивался в 2,6 раз. 40 млн. человек (27 % от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Вдобавок, устранение государственного регулирования экономики только подготовило условия для перехода к рыночной экономике, но само по себе не могло осуществить этот переход. Население, долгое время имеющие дело с дефицитом, всевластием государства в условиях приватизации собственности и относительного картбланша, не были способны адекватно и рассудительно отнестись к сложившейся ситуации, что и послужило причиной утоления жажды «быстрой наживы». И в наши дни эта тенденция четко просматривается в малом и среднем предпринимательстве.
2.2. Социальная ответственность и защита интересов населения в России
Возросший запрос общества на социальную справедливость актуализирует изучение и пересмотр концептуальных взглядов на правовое и социальное государство, на принципы организации публичной власти, конкретизацию положений и новое закрепление в нормативной сфере многих декларативных конституционных норм, значение которых переоценить сегодня трудно. Постсоветский период социального обустройства России выявил ряд проблем организации публичного порядка институтов власти, конституционных гарантий защиты безопасности граждан, исполнения обязательств самого государства, его ответственности за неисполнение гарантированных конституцией прав и многое другое.
2.3 Государственные механизмы защиты прав потребителей в России
Человек, реализуя свои субъективные права, ежедневно может вступать во множество правоотношений, действуя, как правило, правомерно с целью получения удовлетворительного результата .
Динамичность развития различных сфер общественной жизни обусловливает необходимость вовлечения в сферу правого регулирования все больших групп общественных отношений, ранее не подверженных правовому регулированию. Кроме того, происходит усложнение правовых связей, вызывающее необходимость совершенствования норм действующего законодательства и практики его применения.
С введением рыночных механизмов, развитием конкуренции и предпринимательства происходит увеличение товарооборота, и как следствие, институциональные преобразования в экономической, социальной и правовой сфере начинают оказывать влияние на положение граждан на потребительском рынке, что в свою очередь, дает толчок к развитию потребительских отношений. С учетом того, что потребитель объективно является более слабой стороной, государство принимает на себя обязательство обеспечить эффективную защиту прав потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство вмешивается в экономику уже долгие годы, необходимость этого воздействия обусловлена развитием экономики, а также всего общества в целом.
По мере развития производственной и хозяйственной деятельности возникли и обострились многие социально-экономические проблемы, которые нельзя устранить сразу по мере их возникновения или же они не могут быть решены таким образом, что устраивал бы всех.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 11.06.2024)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 11.06.2024)
3) Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р <Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 11.06.2024)
4) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности : особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-132
5) Бойматова Д.П. О роли государства в регулировании экономики// XII ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Том Часть II. Душанбе, 2022. С. 451-453
6) Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
7) Дорофеев М. Л., Актуальные проблемы регулирования экономического неравенства и пути их решения // Банковское дело. — 2021. — № 8 (330). — С. 24-26
8) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019.
9) Кислых К. А., Иванова И. К. Государственное регулирование экономики России в условиях санкций// СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 190-196
10) Красильников, А. Б. Вопросы комплексной безопасности территории Российской Федерации / А. Б. Красильников, В. Н. Кузьменкова, А. В. Дадаев// Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности реальной экономики : Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 марта 2020 года / Под редакцией Г.В. Лепеша, О.Д. Угольниковой, С.Ю. Александровой.– Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 87-90
11) Кузьменкова В.Н., Паламарчук Г.И., Кацер Н.Н., Харитонов Н.И. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики// СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТА. 2021. № 10. С. 167-176
12) Кузьменкова, В. Н. Совершенствование экологической политики с целью решения экологических проблем защиты окружающей среды / В. Н. Кузьменкова // Экологическая деятельность и экологическое просвещение: региональный аспект: материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16 декабря 2020 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. – С. 121-123
13) Мальцев А. А., Кейнсианская теория: релятивистское или абсолютистское происхождение // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2019. — № 3. — С. 5-7
14) Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - Т. 3. - М., 1970.
15) Морозов В. А., Совместимость элементов теории управления экономическими системами в кейнсианстве, монетаризме, марксизме и институционализме // Менеджмент в России и за рубежом. — 2019. — № 5. — С. 27-30
16) Москвин В., Кризис мировой системы - стрела возмездия // Инвестиции в России. — 2021. — № 6. — С. 21-23
17) Ореховский П. А., Левая утопия в XXI веке // Общественные науки и современность. — 2020. — № 2. — С. 162-165
18) Попова А.О. Некоторые особенности построения системы защиты прав потребителей в России и Германии//ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Симферополь, 2022. С. 378-380