Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь, дадим определение понятия «социализация личности». И.С. Коном в работе «Социология личности» рассматривается социализация в качестве усвоения индивидом социального опыта определенной системы социальных ролей и культуры. Человек обретает статус личности, объекта и субъекта общественных отношений, последовательно осуществляя прохождение различных стадий социализации . Социализация в том числе представлена и воспитанием - постепенным обретением индивидом посредством деятельности, общения и отношений таких элементов, как духовно-нравственные и личностные качества, социальный опыт, культура и богатство человеческих взаимоотношений, расширяется коммуникативная сфера, формируется самосознание, гармоничная жизненная позиция . Воспитание можно рассматривать в качестве процесса целенаправленной, сознательно контролируемой социализации . Каптеревым П.Ф. прослеживается линия социальной обусловленности воспитания . Согласно позиции Блонского, социализация личности ребенка протекает в рамках детского коллектива, который имеет большую воспитательную и формирующую силу . Л.И. Божович отмечала, что формирование личности ребенка и ее социализация определяются прежде всего тем положением, которое он занимает в системе доступных ему человеческих взаимоотношений . Г. С. Костюк также говорит о формировании в коллективе сложных жизненных отношений, выделении функции, закрепляемых за каждым членом коллектива, определении требований к поведению, выработке единого общественного мнения, составлении оценочных отношений, которым принадлежит ведущая роль в формировании моральных качеств. В условиях коллектива человек утверждает себя как личность, реализует свои возможности .
Одним из основных факторов социализации выступает социально-коммуникативная активность. Согласно теории Дж.Г. Мида, личность формируется в том числе и за счет многочисленных интеракций людей с окружающим миром, прежде всего в ходе межличностного общения, в результате чего она учится смотреть на себя глазами других, то есть думать о себе, как о других, а также понимать поведение окружающих людей и то, как они предполагают ее собственное поведение. Иными словами, в данной теории говорится о том, что социальные группы имеют основное значение в социализации личности .
Г.М. Андреева отмечает, что социализация является двусторонним процессом, представленным усвоением индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также процессом активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .
Социализация – это многоэтапный процесс. Здесь следует пояснить, что социализация может быть первичной и вторичной. Если мы говорим о первичной социализации, то здесь речь идет о социализации ребенка в социуме. Вторичная – это социализация более или менее сформированной личности в новом социуме.
Согласно позиции большинства исследователей, этапы социализации выглядят следующим образом.
Детство – это один из важнейших этапов социализации, в детские годы личность формируется примерно на 60-70 процентов. Соответственно, этот аспект следует учитывать особо в аспекте воспитания, так как любые нарушения грозят серьезными и подчас необратимыми последствиями для человеческой личности.
Далее следует подростковый период. Этот этап связан с большими психологическими и физиологическими изменениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г. М. Социальная психология [Учебник для факультетов психологии университетов]. — М.: Изд-во МГУ, 1980
2. Верховцев, К. Н. Экзистенциальная педагогика : учебное пособие для вузов / К. Н. Верховцев, Н. А. Алексеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14651-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478163
3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах — М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
4. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/
5. Камбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1045-1047.
6. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967 - 383 с.
7. Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450442.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2011
9. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.: МГУ, 1986.
10. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21403
11. Эриксон Э. Г. Детство и общество [Текст]: пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.