Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по методике преподавания литературы № 1
1. Проблема руководства читательской самостоятельностью в теории и методике преподавания литературы
В настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению, и особенно, к чтению классической литературы. Педагоги стали чаще сталкиваться с читателями "по необходимости", для положительной отметки сначала на уроке, а затем и в аттестате.
Интерес к чтению у детей младшего школьного возраста еще достаточно высок. У учащихся же средней школы наблюдается тенденция к его снижению. Причинами потери интереса к чтению являются: неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с печатным изданием.
Падение интереса детей к чтению художественной литературы отрицательно сказывается на общем развитии детей, на усвоении ими нравственно-этических ценностей. Исследования показывают, что школьники читают книги по требованию, не проявляя инициативу в выборе книг, быстро научаются пролистывать их, следя за сюжетом, но не вникая в детали, в моральные коллизии персонажей. Возвращение мотивации детей к чтению книг требует изменений в методике преподавания.
В процессе анализа современного состояния читательской самостоятельности наблюдается противоречие между необходимостью эффективного развития читательской самостоятельности и отсутствием современных критериев ее оценки. Для формулирования методических рекомендаций по проблеме развития данного качества у школьников необходима адекватная оценка сформированности читательской самостоятельности. Современные тенденции требуют глубокого анализа уровня развития читательской самостоятельности учащихся и, на этой основе, определение путей усовершенствования воспитания читателей-школьников в соответствии с новейшими требованиями.
Основное противоречие также состоит в том, что полученные на уроке литературы теоретические знания и умения их применения при анализе произведений художественной литературы большая часть школьников не может перенести в сферу самостоятельного выбора и чтения книг, следовательно, полученная сумма знаний и умений не становится основой читательского самообразования. Актуальной задачей методики преподавания литературы в настоящее время является разрешение данных противоречий.
Изменение стратегии литературного образования, при котором литературно-теоретические знания, литературно-практические умения становятся основой для изучения художественных произведений, эстетического освоения духовных ценностей, заключенных в литературе, требует поиска новых методических моделей формирования читательской самостоятельности на основе усвоения теоретических знаний и формирования аналитических навыков.
Поскольку проблема формирования читателя, его духовного мира является одной из самых актуальных научных проблем, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, которые обеспечивают целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.
Одной из важнейших задач школы является развитие читательской активности. Программы дают учителю свободу выбора книг для чтения, бесед и изучения. Читательские предпочтения школьников убеждают в том, что значимость влияния семьи, дома на развитие личности ученика огромна. Кроме того, не следует исключать влияния книжного рынка, языка телевидения, средств массовой информации на характер восприятия литературы и переработку художественной информации. Налицо и позитивные, и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.
2. Виды и формы внеклассного чтения по литературе
Целью внеклассного чтения по литературе является знакомство обучающихся с художественной литературой, которая входит в круг чтения современного школьника, а также формирование интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.
Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе является итогом большой самостоятельной работы школьников.
Внеклассное чтение — это система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности. Она способствует росту личного интереса школьников к посещению библиотек, к занятиям в объединениях, различных читательских клубах, литературных, театральных студиях.
Для внеклассного чтения характерны специфические формы организации учебного процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки) и внеурочные (литературные праздники, конференции, конкурсы, посещение литературных музеев, книжных выставок), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в библиотеке и других внешкольных учреждениях.
В общей системе уроков внеклассного чтения и в методике их построения определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов в соответствии с целями и задачами уроков, а также выявить место каждого занятия в общей системе внеклассной работы по литературе.
Вводные уроки. Они посвящены общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. Школьники изучают историю книги, устройством библиотеки, получают навыки пользования каталогом, научаются выбирать книгу. В средних классах следует научить пользоваться различного рода библиографическими указателями.
Уроки рекомендации книги. Назначение этих уроков – популяризация хороших книг среди учащихся. В последнее время в руководстве самостоятельным чтением школьников актуальны уроки и конференции, которые посвящены рекомендации книги. Они организовываются в устной форме, поэтому учитель может применять музыку, живопись, фотографию и рисунок. Подобные уроки и конференции достаточно эффективны в целях эстетического воспитания учащихся.
Приемы, применяемые на таких уроках весьма разнообразны: рассказ педагога о книге или писателе, выслушивание докладов учащихся, чтение художественных отрывков, инсценирование отдельных эпизодов, сопровождение рассказа музыкой, живописью, кинофильмом, чтение аннотаций на новые книги и т.д.
Ещё одним средством рекомендации книг является выставка книг.
Уроки по углублению понимания прочитанного.
Эти уроки занимают ведущее место, так как главная задача учителя-словесника – научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Проведение подобных уроков разнообразно: урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов. Здесь используются выразительное чтение, художественное рассказывание, инсценирование, викторины и т.д.
Центральное место среди уроков внеклассного чтения относят уроку-беседе и уроку- диспуту, потому что эти формы обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения учащихся.
Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:
• современные инновационные технологии;
• экскурсия;
• диспут;
• читательская конференция;
• урок-размышление;
• литературно-музыкальная композиция;
• мини-проект;
• викторина;
• читательский дневник;
• сочинение;
• выступление учащихся;
• конкурсы рисунков, чтецов.
На уроках внеклассного чтения могут применяться приемы, которые заимствованы из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты и пр.
3. Внеурочная деятельность по литературе.
Внеклассная и внешкольная работа по литературе является важной частью учебно-воспитательного процесса.
Неделя литературы. Проведение ежегодной Недели литературы может стать традиционным. Используются следующие формы работы:
• конкурсные литературные диктанты (тематические словарные – литературоведческие понятия, литературные персонажи и произведения; история и литература; география и литература).
• Поэтическая пятиминутка. Уроки литературы начинаются с чтения стихотворений поэтов, стихов собственного сочинения.
• Тематическая неделя. Проводятся в годы, юбилейные для писателей.
Литературная гостиная. Этот вид внеклассной работы по литературе позволяет школьникам раздвинуть рамки времени, стать активными участниками далеких времен и событий, играть роли писателя, его современников и критиков. Поэтому, кроме подготовки материала, распределения ролей, при организации литературной гостиной необходимо уделить внимание оформлению интерьера класса в зависимости от изучаемой эпохи. Различные декорации, макеты, эскизы костюмов, портреты, рисунки, которые выполнены школьниками, становятся важной частью происходящего события.