Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного детства является значимым период развития детей, в том числе их сенсорной системы, которая отличается своим функционированием у детей с нарушением слуха. Известно, что благодаря слуховому восприятию обогащаются знания ребёнка.
Знакомство с окружающим миром служит средством интеллектуального развития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, совершенствуются все виды мышления. Формирование представлений об окружающем мире играет важную роль в процессе развития ребёнка с нарушением слуха.
У детей, имеющих нарушения слуха плохо развиты сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к обучению, у них есть право на особые образовательные потребности. Следовательно, в процессе обучения детей с нарушениями в развитии следует учитывать не только первичные нарушения, но и вторичные, применяя на практике специфические средства и методы.
Целью настоящей работы является комплексное изучение теоретико – методологических и методических основ методики ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретическое обоснование вопроса методики ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2) изложить содержание методики ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в области социально-коммуникативного развития глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обучающихся с КИ в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
развития коммуникативной и социальной компетентности;
развития игровой деятельности.
Опора на нормативно – правовую составляющую вопроса исследования определила актуальность рассмотрения настоящего вопроса в современной научной литературе.
Вопрос изучения методики ознакомления с окружающим миров детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха нашёл своё отражение в трудах большого количества учёных в области специальной детской психологии, специальной дошкольной педагогики и дефектологии. Для теоретико – методологического обоснования настоящего проблемного вопроса нами выбраны несколько трудов учёных-современников, которые с различных сторон рассмотрели настоящий вопрос, который требует особого педагогического внимания.
Д. Б. Касимова в своих научных изысканиях делает акцент на поиске универсальных педагогических технологий, которые будут способствовать ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром. Среди таких технологий автор выделает:
− авторитарные технологии – педагог является главынм в воспитательном процессе и доминирует в процессе изучения основ окружающего мира;
− личностно-ориентированные технологии, в пределах которой учитываются возможности и способности каждого ребёнка в отдельности;
− гуманно-личностные технологии – ориентируют на исключительную любовь к детям, а также в приоритете которой является сохранение жизни и здоровья детей;
− технологии сотрудничества – тот случай, когда педагог и ребёнок становятся с товарищами в деле достижения образовательной цели;
− технологии свободного воспитания – ориентируют ребёнка на исключительную свободу выбора [4, с. 177].
П. В. Рожкова исследует процесс ознакомления старших дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром. В своём исследовании автор проводит диагностику данной целевой группы детей и предлагает ряд заданий, направленных на изучение животных, определение разницы между домашними и дикими животными. В части констатирующего эксперимента автор выясняет, что в процессе коррекционно-развивающей работы важно организовать занятие так, чтобы развитие шло на умственную и речевую деятельность детей, максимально активизировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития, осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития [9].
Т. И. Богословская посвятила свои научных труды разработке научно – методических рекомендаций для педагогов, осуществляющим работу по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром. Так, автор рекомендует использовать наблюдение, целевые прогулки, экскурсии – то есть те средства, которые помогут детям собирать самостоятельно информацию об окружающем мире опытно – экспериментальным путём. Также автор делает упор на методике коллективного обсуждения, которая в старшем дошкольном возрасте вполне имеет место быть [2].
Н. А. Иванова говорит о том, что в процессе ознакомления старших дошкольников с окружающим миром, важным является вопрос формирования конкретно безопасного поведения. Автор предлагает использовать специализированную программу, вводя в научный оборот термин «культура безопасности». Культура безопасности, по мнению автора программы, – это сложное качество личности, к которому относятся социализация в соответствии с правилами безопасного поведения, которые позволяют распознавать, предвидеть опасные ситуации, видеть способы решения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей [3].
Р. А. Абашкина предлагает использовать экскурсию как эффективное средство знакомства с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Автор говорит о том, что именно изучение общественного опыта является уникальным и эффективным средством для дошкольников, где развитие исследовательского навыка также происходит в параллели с изучением окружающего мира. При ознакомлении с объектами окружающего мира важно раскрыть их существенные характеристики: функциональное назначение; сферу, условия, возможности использования; внутренние и внешние строения; способы организации деятельности; связи и отношения с другими предметами и явлениями [1].
О. М. Новикова обращается к вопросу о формировании речевой активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. В данном процессе автор рекомендует использовать методы обучения, наглядные методы, наблюдение, беседу, говоря о том, что только разнообразие эмпирических методов способно сформировать у старших дошкольников с нарушением слуха истинных преставлений об окружающем мире [8].
Произведя теоретико – методологический обзор литературных источников, мы пришли к выводу о том, что ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха является комплексной технологией, где могут применяться различные формы, методы и технологии:
Рисунок 1 – Модель ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Подобная работа носит исключительно комплексный характер и может быть реализована только через непосредственное сочетание опытно – экспериментальных методов и творческую работу: музыку, изобразительное искусство, ритмику, игровые мастерские.
2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Содержание методики ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями слуха:
В процессе обучения необходимо учить детей с нарушениями слуха классифицировать предметы на основе выделения их существенных признаков, общих для этого вида.
1) Определение сезонности времени года с точки зрения изучения сезонности одежды:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абашкина Р. А. Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха / Р. А. Абашкина // Молодой ученый. 2018. № 25(211). С. 283-286.
2) Богословская Т. И. Консультация для педагогов по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию речи вне занятий / Т. И. Богословская // Молодой ученый. 2020. № 19(309). С. 427-428.
3) Иванова Н. А. К вопросу о формировании у дошкольников 4-5 лет безопасного поведения при ознакомлении с окружающим миром / Н. А. Иванова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы V Международной научной конференции, Самара, 29–30 марта 2019 года. – Самара: ООО "Научно-технический центр". 2019. С. 263-270.
4) Касимова Д. Б. Педагогические технологии и их эффективность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром / Д. Б. Касимова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества : Сборник научных статей / Под научной редакцией А.В. Позняк. – Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. С. 177-180.
5) Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Шахманова А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром : Учебник. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2023. 146 с.
6) Козлова С. А., Шахманова А. Ш., Полосухина Е. О., Каченовская Л. А. Теория и методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста : Учебник. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2021. 237 с.
7) Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития : Учебное пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2024. 308 с.
8) Новикова О. М. К вопросу о формировании речевой активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / О. М. Новикова // Modern Science. 2019. № 4-3. С. 101-104.
9) Рожкова П. В. Диагностика ознакомления старших дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром / П. В. Рожкова // Инклюзия в образовании. 2021. Т. 6, № 3(23). С. 91-110.