Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Коммуникация играет важную роль в жизни человека и оказывает огромное влияние на поведение групп и индивидов. Целями коммуникации является обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления, совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией, создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий, регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникацию лучше всего можно охарактеризовать как передачу сообщения от отправителя к получателю понятным образом. Важность эффективной коммуникации неизмерима в мире бизнеса и в личной жизни. Именно посредством процесса коммуникации происходит обмен общим смыслом между отправителем и получателем. Эффективное общение ведет к пониманию.
Процесс коммуникации состоит из четырех ключевых компонентов. Эти компоненты включают в себя кодирование, среду передачи, декодирование и обратную связь. В этом процессе есть еще два фактора, и эти два фактора присутствуют в виде отправителя и получателя. Процесс коммуникации начинается с отправителя и заканчивается получателем.
Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты коммуникации и коммуникационных процессов.
Задачи работы:
- рассмотреть специфические характеристики коммуникации в общении;
- рассмотреть речевое воздействие и типы включения в сознание реципиента;
- проанализировать виды коммуникативных воздействий.
1. Специфические характеристики коммуникации в общении
Понимание исторической перспективы теорий коммуникации дает ценную информацию о сложностях человеческого общения и постоянно меняющемся ландшафте этой области. «В 20-м веке произошла значительная эволюция теорий коммуникации, отмеченная ранними попытками описать процесс коммуникации и концептуализировать отношения между средствами массовой информации и аудиторией» . В это время ученые и исследователи стремились понять влияние средств массовой информации на общество и то, как аудитория интерпретирует сообщения СМИ и реагирует на них. Ранние теории коммуникации фокусировались на линейных моделях общения, предполагая, что сообщение передается от отправителя к получателю. Однако эта точка зрения развивалась, чтобы подчеркнуть интерактивный характер общения, признавая роль аудитории в интерпретации и придании смысла сообщениям СМИ.
Человеческое общение можно понять с помощью различных моделей и ключевых элементов, изучаемых в теории коммуникации. Линейная модель общения рассматривает общение как односторонний процесс, в котором отправитель передает сообщение получателю.
Интерактивная модель добавляет к процессу обратную связь и контекст, рассматривая общение как непрерывный цикл между отправителем и получателем. С другой стороны, транзакционная модель подчеркивает одновременный характер общения, когда обе стороны действуют как отправитель и получатель, постоянно обмениваясь сообщениями.
«Коммуникация — это передача сообщений путем обмена мыслями или информацией посредством речи, визуальных изображений, сигналов, письма или поведения. В процессе коммуникации есть отправитель, сообщение и получатель» . Отправитель — это субъект, который начинает диалог, шифруя сообщение и передавая его получателю. Передаваемая информация или известна как сообщение, которое может быть передано как устно, так и с помощью невербальных сигналов. Невербальные сигналы включают выражение лица, язык тела и тон голоса, а вербальные — разговорную речь.
Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:
1. Интер-субъективный процесс: в одновременной активности всех участников общения.
2. Наличие интеракции: в важности правильного понимания передаваемой информации.
3. Наличие единой системы значений: в значимости ситуации коммуникации.
4. Наличие специфического коммуникационного барьера: партнеры по общению обладают психологическими особенностями, влияющими на восприятие и переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).
В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:
1. Начало обмена информацией.
2. Выражение идеи в символы, слова, сообщение.
3. Передача информации через применение избранных каналов связи.
4. Реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации).
5. Фаза обратной связи — отклик реципиента на полученную информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации : учебник для вузов / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 428 с.
2. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с.
3. Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с.
4. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации : учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 415 с.
5. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с.
6. Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для вузов / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 196 с.