Фрагмент для ознакомления
1
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (конспект главы «Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в критической литературе»).
2. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1971. (конспект главы «Происхождение и смысл эпиграфа к «Анне Карениной»).
Фрагмент для ознакомления
2
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (конспект главы «Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в критической литературе»).
Бахтин находит глубокие противоречия в философских взглядах разных героев Достоевского. Отсюда, считает он, идет такая фрагментарность восприятия автора критикой: «создается впечатление, что дело идет не об {одном} авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений {нескольких} авторов-мыслителей Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и др.»
Как специфику творчества Достоевского он отмечает то, что герои автора самостоятельны в своем мировоззрении и зачастую заглушают голос автора, а не выступают выразителями авторской морали, как это часто бывает в литературе.
Творческий замысел Достоевского Бахтин видит не в том, чтобы показать множество судеб героев в слиянии ради освещения какой-то одной моральной позиции (авторской), а в том, чтобы показать множество миров с собственной моралью, которые сталкиваются в жизненных обстоятельствах. Герой не является сугубо продуктом авторского сознания, он обретает свою идеологию и может спорить как с автором, так и с другими авторскими персонажами.
Достоевского Бахтин называет первопроходцем «полифонического романа». Он создал существенно новый романный жанр, где появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово.
Критическая литература, считает Бахтин, слишком много внимания уделяет тому, чтобы откликнуться на идеологический посыл героев романов Достоевского, но оставляет за скобками саму поэтику романов и не отвечает на вопрос, как они технически созданы и почему органичны при всех противоречиях.
Как увлеченное софилософствование с героями, так и объективно безучастный психологический или психопатологический анализ их одинаково не способны проникнуть в чисто художественную архитектонику произведений Достоевского.
Путь философской монологизации - основной путь критической литературы о Достоевском. По этому пути шли Розанов, Волынский, Мережковский, Шестов и др. Пытаясь втиснуть показанную художником множественность сознании в системно-монологические рамки единого мировоззрения, эти исследователи принуждены были прибегать или к антиномике или к диалектике. Из конкретных и цельных сознаний героев (и самого автора) вылущивались идеологические тезисы, которые или располагались в динамический диалектический ряд или противоставлялись друг другу как не снимаемые абсолютные антиномии. Вместо взаимодействия нескольких неслиянных сознании подставлялось взаимоотношение идей, мыслей, положений, довлеющих одному сознанию.