Фрагмент для ознакомления
2
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
1. Конфликты в трудовом коллективе.
Трудовой конфликт – противоречия организационно-трудовых отношений, принимающих характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами людей.
Среди причин трудовых конфликтов выделяются:
недостаточная согласованность и противоречивость целей;
устарелость организационной структуры;
чрезмерная загруженность работой работников и необходимость выполнять при этом разнообразные функции;
отсутствие достаточной детализации и конкретного описания задач работника;
противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника и теми, которые ему навязываются;
ограниченная профессиональная подготовка, неопределённость профессионального, социального роста;
неблагоприятные условия труда, недоброжелательные отношения;
необоснованность претензий отдельных личностей на получение льгот и т.д.
Управление конфликтами в коллективе:
1. Справиться с эмоциями.
2. Показать доброжелательный настрой.
3. Дать собеседнику выговориться.
4. Задать вопросы, которые заставят собеседника думать.
5. Признать, что собеседник оказался в неприятной ситуации.
6. Сформулировать проблему и перейти к поиску решений.
2. Политические конфликты.
Под политическим конфликтом понимают столкновение нескольких политических групп по поводу власти с целью достижения собственных целей при невозможности решения возникшей проблемы другими способами.
Так, предметом подобного конфликта служить властные полномочия, способы реализации власти.
Виды политических конфликтов:
1) Конфликты интересов в основном характерны для довольно устойчивых и экономически развитых стран. Наиболее яркие примеры политических конфликтов такого типа - регулярные противостояния либералов и консерваторов, которые всегда разрешаются сугубо мирным путём.
2) Конфликт идентификации, являющийся неотъемлемой чертой практически любого общества, в котором отдельно взятый индивидуум отождествляет себя с той или иной определенной общностью (языковая, этническая, религиозная), но не с государством как таковым. Такие конфликты характерны для подавляющего числа государств, образовавшихся вследствие распада Советского Союза и для тех стран, где национальные меньшинства проживают на принадлежавшей им долгое время территории
3) Конфликты ценностей свойственны развивающимся государствам и требуют больших усилий для урегулирования, так как весьма проблематично, а в некоторых случаях и вовсе невозможно достичь компромисса в отношении ключевых ценностей. Очевидные современные политические конфликты в мире примеры такого типа - это конфликт между частью общества, поддерживающей идущие в разрез с демократией идеалы и ценности, и другой частью населения, которая отдаёт предпочтение демократии и принципам рыночной экономики.
3. Роль руководителя в управлении конфликтами
Чаще всего, в конфликтной ситуации руководитель оказывается в роли судьи либо посредника. Для грамотного принятия решения, руководитель должен для начала собрать информацию со всех сторон о конфликте, проверить её достоверность, оценить и проанализировать ситуацию. Самое важное в принятии решения оставаться объективным. Цель решение конфликта со стороны руководителя, наладить атмосферу в коллективе, скорее решить конфликт.
Но, помимо этого, руководитель должен быть готов к принятию жестких, непопулярных, но необходимых в кризисной ситуации мер и решений. Он должен также обладать авторитетом среди подчиненных, основанном в первую очередь на чувстве долга и ответственности. Не менее важны способности руководителя по улучшению психологического климата в коллективе. Воспитанность, честность и даже чувство юмора помогают руководителю впоследствии нейтрализовать негативную атмосферу в коллективе.
В решении конфликтной ситуации руководителю следует отказаться от воспоминаний заслуг конфликтующих, не принимать во внимание дружескую симпатию. На начальном этапе следует провести беседы, возможно провести совместное обсуждение проблемы. С согласия конфликтующих сторон, руководитель также может организовать совещание с группой экспертов, либо вынести на общее обсуждение.
После принятия решения, наступает постконфликтный период, в ходе которого происходит осмысление информации, принятие и коррекция самооценок. Руководитель может помочь бывшим конфликтующим сторонам, провести анализ постконфликтной ситуации и определить дальнейшие перспективы взаимодействия.
Возникновение конфликтов определяется сложной обстановкой в деятельности рабочих коллективов и недостатками в системе управления и индивидуальными особенностями работников. Современный подход к конфликтным ситуациям в организации заключается не в их подавлении тем или иным способом (избегание конфликтов, административное воздействие и т.п.), а во всестороннем анализе конфликта и выработке совместного с ними решения. участие всех заинтересованных сторон. При общении с людьми не может быть готовых рецептов поведения на все ситуации. Реальный практический опыт, развитие навыков анализа ситуации, мотивов поведения людей, умение воздействовать на человека — все это необходимые основы, создающие способность разобраться в самой сложной ситуации и принять правильное решение.
Как оказалось, роль лидерства в управлении конфликтами огромна, а иногда и решающая. Умение анализировать сложившуюся ситуацию, выбирать правильную стратегию выхода из неё, умение направлять события и их участников в положительное русло — вот характеристики квалифицированного руководителя, способного сохранить здоровый коллектив и благоприятную атмосферу.
Рисунок 1. Предотвращение негативных последствий конфликтов в коллективе руководителем
ПСИХОДИАГНОСТИКА
1. Предмет, объект и задачи психодиагностики.
Предмет психодиагностики — способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).
Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки:
общей психологией;
медицинской;
возрастной;
социальной и др.
Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, но и выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.
Объект психодиагностики - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных психических свойств. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности.
найдено на infourok.ru
Общие задачи психодиагностики:
1. Установление и определение у человека тех или иных психических свойств или особенностей поведения.
2. Установление развитости данного свойства, его выражения в качественных и количественных единицах.
2. Стандартизованные диагностические методики.
1) К стандартизованным диагностическим методикам относятся:
2) Тесты-опросники. Представляют собой набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения.
3) Открытые опросники. Не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого, но позволяют стандартизировать обработку данных путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
4) Шкальные техники. Предполагают оценку объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой.
5) Индивидуально-ориентированные техники. Позволяют выделять параметры на основе индивидуальных ответов конкретного испытуемого.
6) Проективные техники. Основаны на использовании недостаточно структурированного материала в качестве стимула для развития воображения и раскрытия характеристик субъекта.
7) Диалогические техники. Учитывают контакт психодиагноста с обследуемым и позволяют достичь наилучших диагностических результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для вузов / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 144 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08403-0.
2) Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13881-8.
3) Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16604-0.
4) Митрошенков, О. А. Деловые переговоры : учебное пособие для вузов / О. А. Митрошенков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07951-7.
5) Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16909-6.
6) Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для вузов / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18073-2.
7) Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18788-5.
8) Чернова, Г. Р. Конфликтология : учебное пособие для вузов / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17752-7.