Фрагмент для ознакомления
2
3. Основные факторы развития речи раннего возраста (с акцентом на третьем году жизни)
К ведущим факторам в процессе формирования речи относятся:
Здоровье ребёнка, оно играет важную роль в формировании его речи. Дети с хроническими заболеваниями, такими как аденоидно-тонзиллярная гипертрофия, врождённые пороки сердца, головного мозга или двигательные нарушения, могут столкнуться с проблемами в развитии речи и языка из-за основного заболевания. Естественно, дети с нарушениями слуха испытывают трудности в освоении речи.
Психическое развитие ребёнка. Некоторые психические состояния, например, задержка умственного развития, аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, часто сопровождаются проблемами с речью.
Социальная среда и генетика играют значительную роль в развитии речи у детей. Социальная среда включает семью, уровень участия родителей в воспитании и их общение с ребёнком. Генетика также оказывает влияние, и дети с семейной историей речевых расстройств чаще нуждаются в логопедической помощи.
Речевое развитие ребёнка зависит от двух основных групп факторов, определяющих скорость формирования речи и её качество.
Биологические факторы:
- перинатальный анамнез: события, произошедшие с ребёнком во время внутриутробного развития (инфекции, токсикоз, много- или маловодие, гипоксия, никотиновая интоксикация и резус-конфликт) и в первые недели жизни (асфиксия, внутрижелудочковые кровоизлияния, дыхательные расстройства, инфекции и хирургические вмешательства).
- Наследственные факторы (если у ваших ближайших родственников были речевые нарушения) и генетические синдромы, которые могут влиять на психическое и речевое развитие.
- Хронические заболевания, включая те, которые приводят к двигательным нарушениям.
- Врождённые аномалии лицевого скелета.
- Проблемы в развитии (аутизм, задержка умственного развития, диспраксия и другие) [6, с. 111].
Социально-педагогические факторы, влияющие на развитие речи у детей:
1. Обеднённая речевая среда или присутствие в окружении ребёнка людей с нарушениями речи и слуха.
2. Чрезмерное использование экранных устройств в раннем возрасте, включая фоновое сопровождение.
3. Особенности взаимодействия с ребёнком: избыточное «сюсюканье», использование «языка няни» и гиперопека, при которой потребность в речи для достижения целей отсутствует.
4. Эмоциональная холодность в отношениях с ребёнком [1, с. 89].
Кроме этого, развитие речи в раннем возрасте, особенно на третьем году жизни, определяется множеством других факторов, таких как общение со взрослыми, сверстниками, игровая деятельность, стимулирование мелкой и общей моторики, развитие слухового внимания и речевого дыхания. Важную роль играет окружающая среда и активная стимуляция речи взрослыми [7, с. 78].
Таким образом, при создании благоприятных условий и учёте этих факторов ребёнок успешно овладевает речью и коммуникативными навыками.
4. Конспект дидактической игры занятия с детьми раннего возраста на третьем году жизни
Конспект игры – занятия по развитию речи в группе раннего возраста 3-го года жизни.
Тема: «Курочка и цыплята»
Цель: расширение и обогащение словарного запаса детей происходит благодаря освоению названий предметов, действий с ними, их свойств (цвета, размера) и звукоподражанию.
Задачи:
1. Продолжать изучать основные цвета и размеры предметов.
2. Развивать у детей желание общаться со взрослыми и сверстниками.
3. Пополнять знания о питании и поведении домашних птиц (кур, петухов и цыплят).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Логинова Е. А. Особенности речевого развития детей. М: Воронеж, 2001. - 155 с.
2. Лямина Г. М. Закономерности развития и воспитания третьего года жизни / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1
3. Мещерякова С. Становление общения ребенка со взрослыми на третьем годы жизни / С. Мещерякова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9
4. Павлова Л. Н. Малыш начинает ходить и говорить /Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2000. № № 3, 5, 6, 7, 10; 2001. - №№1, 3, 10; 2002. - №5
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / под редакцией Ф. А. Сохина 5-е изд. М. : Просвещение, 2018 г. – 455 с.
6. Ушакова О. С. Как развивать речь малыша (от рождения до трех лет) / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5
7. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2019. – 678 с.