Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность обучения младших школьников чтению объясняется необходимостью получения навыков творческого мышления, развития воображения ребенка, развития речи, чувств. Слежение за линией сюжета при чтении вслух приучает ребенка отличать главное от второстепенного, на примере сказочных персонажей ребенок сталкивается с понятиями морали. Учитель направляет внимание ребенка в нужное русло, привычка к чтению формирует внимание, усидчивость; желание научиться самостоятельному чтению предполагает возможность дальнейшего увлечения литературой, раскрытия творческих способностей. Задача обучения школьников литературе сообщает воспитателю возможность прогнозировать рост личностных качеств ребенка, наблюдать за эмоциями ребенка, внутренней жизнью, отзывчивостью, и наблюдать за возникновением интереса к книге, совместная работа с книгой укрепляет отношения в семье и дружбу.
«В педагогической и методической литературе... подчеркивается мысль, что в основе овладения грамотой лежит общее развитие ребёнка, находящее свое выражение в речи. Речь ребёнка, которая к приходу его в школу достигает высокого развития, помогает взаимному понимания учителя и ученика, без чего невозможен был бы процесс обучения». [ 5]
Задача чтения вслух понимать содержание текста, оно предполагает слушателя, как чтение для других. Чтение про себя – чтение для себя. «Чтение для других всегда должно быть в какой-то мере выразительным и доступным слушателям». Сложности задачи: чтецу необходимо понять мысли автора и как можно лучше их выразить в произнесении. При передаче мыслей и чувств автора чтец должен чувствовать конструкцию предложений, читать с верной интонацией, которая следует из самого текста. Получается, что при громком чтении чтец должен анализировать не только содержание, но и форму текста. И при тихом чтении есть анализ формы, мысль автора становится ясной, когда чтец улавливает авторский язык.
В данной работе, во-первых, введем характеристику детской литературы (русской народной сказки, рассказа, стихотворения) по возрастной категории, во-вторых, раскроем анализ литературного произведения, поговорим о паузах и ударениях; внимание будет уделено подготовке аннотации литературного произведения.
Есть задача определить отрывок для чтения детям. Мы должны будем составить конспект занятия с детьми по ознакомлению с литературным произведением (как проходить с детьми литературное произведение?) и беседу по литературному произведению.
Обучить, воспитать, развить- задачи детской литературы, об этом наши учебники.
«Дети идут в школу учиться читать, писать и считать. Эта направленность сознания ребенка на овладение конкретными учебными предметами, полученная от окружающих его взрослых и от старших товарищей-школьников и поддержанная затем школой, определяет особое поведение ребёнка в школе, придает смысл его новой учебной деятельности».
«В пед агогической и методической литературе... подчеркивается мысль, что в основе овладения грамотой лежит общее развитие ребёнка, находящее свое выражение в речи. Речь ребёнка, которая к приходу его в школу достигает высокого развития, помогает взаимному понимания учителя и ученика, без чего невозможен был бы процесс обучения». [ 5]
Глава 1. Деление на разные возрастные группы детей в младшем дошкольном учреждении и подбор подходящих литературных произведений. (Русская народная сказка, рассказ, стихотворение)
Исследуем принцип отбора детской литературы. Она определяется по значимости художественных произведений для её развития. Важной является цепочка последователей авторов, художественное произведение приводится в пример устойчивой художественной формы. Подростково-юношеская литература не изучается.
Современное понятие детской литературы имеет обиходно-бытовое значение (вся читаемая детьми литература), и научное определение специалистов. Три вида произведений в научной классификации:
– произведения, прямо адресованные детям (сказки К. Чуковского);
– произведения для взрослых, получившие популярность у детей (А. Пушкин),
– детское литературное творчество, сочинено детьми.
Детскую литературу классифицируют также по родам: эпос, лирика, драма, и жанрам. Они трансформируются при попадании в детскую литературу. В сказке возникли поэма-сказка, повесть-сказка, сказка-новелла. Детское и взрослое перекликается и образует диалог. Лирика тяготеет к фольклору. Сознание ребенка отвергает трагические развязки с кончинами главных героев, малыши предпочитают стихи и сказки, за лирикой учатся читать прозу, из детской игры и первых стихов возникает драматургия. Поскольку психика детей плохо приспосабливается к дисгармонии окружающего мира, они при помощи литературы должны погружаться в мир гармонии. Детям необходимо одобрение мира детства, счастливая развязка, «правдивость», они чутки к этической позиции автора. Конфликты должны разрешаться в пользу детей, отрицательные герои изображаться как враги детства, имеют отрицательные для детей черты («нехороший», «жадный», «наглый», «жестокий», «злой»). Дети требуют, чтобы в произведении было «все как в жизни», даже если персонаж совершенно сказочный (красочность и убедительность описаний). Нужно обратить внимание на отбор автором персонажей, на их обрисовку, маленький герой ищет согласия с автором в морально-этических оценках, потому что он еще не понимает, как герой совершает ошибки и проступки. Детский писатель должен знать о своей силе и ответственности перед ребенком.
Важным этапом формирования детской литературы был классический романтизм. Э. Т. А. Гофман провел границы между детскими и взрослыми видами литературной сказки. В. Ф. Одоевский написал сказку из собрания Братьев Гримм по мотивам сказки из их собрания. Романтики назвали детскую фантазию эстетической ценностью. Ими замечен феномен детской субкультуры.
К. Чуковский называет литературу для детей «высоким искусством».
Хороши книга К. Чуковского «От двух до пяти», рассказ А. П. Гайдара «Чук и Гек», язык детской книги должен быть доступным и выразительным, чтобы раскрыть новые горизонты для ребенка. Сказки должны хорошо запоминаться наизусть, например, «Курочка Ряба».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
2. Генов, Г. В. Теневой театр для самых маленьких / Г. В. Генов. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. –120 с.
2. Детская литература [Текст]: учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004.
3. «Деление детей на подгруппы в образовательной и свободной деятельности».
– [Интернет-ресурс] (https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-sposoby-delenija-doshkolnikov-na-podgrupy-v-obrazovatelnoi-i-svobodnoi-dejatelnosti.html).
4. Детская литература [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – Москва, 1953. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, – [Интернет-ресурс]
(http://elib.old.gnpbu.ru/text/egorov_psihilogiya-ovladeniya-navykom-chteniya_1953/go,46;fs,1/?bookhl=%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5).
6. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам». – М.: Просвещение, 1982.
7. Конина М. М. Роль художественной литературы в нравственном и
эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи для детей дошкольного возраста: учебное пособие. – М.,1999.
8. Лукоморье: сказки русских писателей/ Сост. И. Халтурин. – М.: Детская литература, 1969.
9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов/ Сост. Ю. Г. Круглов. – Ленинград, «Просвещение», Ленинградское отделение, 1987. – 655 c.
10. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения. – АСТ, 2024.
11. Официальный сайт Отдела туризма и краеведения. Владивостокский городской Дворец детского творчества. © 2011-2024 [Интернет-ресурс] (http://cdt-vlad.ru/?page_id=14684).
12. Толстой, Л. Н. Рассказы о животных: для начальной школы. – Детская литература, 1971.
13. Флерина, Е. А., Детский рисунок. M., 1924.
14. Флерина, Е. А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада под ред. Д. В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1973.
15. Флерина, Е. А. Рисунок как материал для изучения ребенка. – M., 1923.
16. Читаем сами по слогам: самые любимые стихи и рассказы. – Малыш, АСТ, 2013.