Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1 2
Задание 2 16
Задание 3 22
Список литературы 33
Приложение 36
Задание 1
Условие: При комплексной проверке соблюдения законодательства об охране труда, проводимой прокуратурой в управлении погрузочно-разгрузочных работ, было выявлено значительное количество несчастных случаев, связанных с производством. Основные причины травматизма - отсутствие системы обучения безопасным приемам работы отдельных категорий рабочих и инструктажа как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.
Свои действия работодатель объяснил тем, что принимал на работу только высококвалифицированных рабочих с большим стажем работы по специальности, а потому не было необходимости обучать их безопасным приемам работы и проводить различные виды инструктажа. Кроме того, в их системе ни правилами внутреннего трудового распорядка, ни коллективным договором таких мероприятий не предусмотрено.
Вопрос № 1. Какие меры может предпринять прокуратура по выявленным фактам?
Вопрос № 2. Установлены ли обязанности работодателя по обучению работников безопасным приемам работы и проведению инструктажа ?
Вопрос № 3. Какие виды инструктажа вам известны и в каких случаях они проводятся?
Задание 2
Условие: Иванова работала в организации уборщицей и получала оплату не реже двух раз в месяц. Она выполняла работу в установленное время: часть помещений по указанию коменданта убирала до начала, а остальные по окончании рабочего дня организации. Через два года Иванова обратилась с заявлением о предоставлении ей ежегодного отпуска. Работодатель ей отказал в предоставлении отпуска, ссылаясь на то, что она работает по гражданско-правовому договору. Трудовой договор с ней не заключался и приказ о приеме на работу не издавался, поэтому Иванова не имеет право на отпуск.
Вопрос № 1. Какое правоотношение возникло между Ивановой и работодателем?
Вопрос № 2. В каких случаях фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора?
Задание 3
Условие: Краснова была принята на работу в качестве рабочей по благоустройству и озеленению территории муниципалитетом города. В трудовом договоре с ней была указана только продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Также было сказано, что все вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка.
В первый же день работы ей не был предоставлен специальный перерыв, предусмотренный ст. 109 ТК РФ. Кроме того, ею было обнаружено, что в Правилах внутреннего трудового распорядка нет соответствующего пункта.
Вопрос № 1. Имеет ли Краснова право на специальные перерывы для отдыха в течение рабочего времени и каким категориям работников они предоставляются?
Вопрос № 2. Какими нормативными правовыми актами регулируются указанные вопросы и могут ли Правилами внутреннего трудового распорядка устанавливаться перерывы, не предусмотренные нормативными правовыми актами?
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Условие: При комплексной проверке соблюдения законодательства об охране труда, проводимой прокуратурой в управлении погрузочно-разгрузочных работ, было выявлено значительное количество несчастных случаев, связанных с производством. Основные причины травматизма - отсутствие системы обучения безопасным приемам работы отдельных категорий рабочих и инструктажа как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.
Свои действия работодатель объяснил тем, что принимал на работу только высококвалифицированных рабочих с большим стажем работы по специальности, а потому не было необходимости обучать их безопасным приемам работы и проводить различные виды инструктажа. Кроме того, в их системе ни правилами внутреннего трудового распорядка, ни коллективным договором таких мероприятий не предусмотрено.
Вопрос № 1. Какие меры может предпринять прокуратура по выявленным фактам?
Вопрос № 2. Установлены ли обязанности работодателя по обучению работников безопасным приемам работы и проведению инструктажа ?
Вопрос № 3. Какие виды инструктажа вам известны и в каких случаях они проводятся?
Решение.
Вопрос № 1. Какие меры может предпринять прокуратура по выявленным фактам?
Ответ.
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .
Прокуроры должны остро ставить вопрос об ответственности должностных лиц за нарушения трудового законодательства.
Контроль за соблюдением трудового законодательства в области техники безопасности и производственной санитарии осуществляют многие специализированные органы. Органы прокуратуры не должны подменять указанные органы.
Прокурор при проведении проверок исполнения законодательства в сфере охраны труда исследует:
-сведения о производственном травматизме;
-данные о несчастных случаях на производстве со смертельным исходом;
-данные о групповых несчастных случаях и мерах, принятых администрацией к предупреждению несчастных случаев;
-сведения о наличии на предприятии тяжёлых и вредных профессий.
Прокурор должен тщательно разобраться, нет ли укрывательства со стороны администрации фактов и лиц, виновных в несчастных случаях; принимались ли меры по ликвидации причин производственного травматизма; соблюдаются ли установленные нормы техники безопасности на предприятии.
По результатам проверок прокурор вносит представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и правил техники безопасности .
Отметим, что Конституция Российской Федерации в числе основных прав человека и гражданина провозглашает охрану труда и здоровья людей как одно из важных направлений социальной политики Российской Федерации (ч. 2 ст. 7). Право на охрану труда выражается в других нормах, в частности, в ст. 37 Конституции. Оно нашло закрепление в ТК РФ (ст. 2) среди основных принципов как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Принятый в 1999 г. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" на том этапе явился значительным шагом в развитии законодательства по охране труда (утратил силу с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г.).
В действующем ТК РФ конкретизации этих норм посвящен разд. X "Охрана труда". Вопросы охраны труда охватывают широкий спектр понятий. В сфере социально-трудовых отношений, что находит свое отражение в системе правовых актов, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятиях. В этой связи принято различать охрану труда в широком и узком смыслах.
В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Именно такое понятие закреплено в ст. 209 ТК РФ.
В узком смысле понятие охраны труда рассматривается как один из институтов трудового права, выступающий в виде совокупности правовых норм, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .
Несмотря на принятие в последние годы многих важных законодательных актов в области охраны труда, жизнь и здоровье работников подвергаются опасности, возникающей нередко в связи с пренебрежением по отношению к требованиям охраны труда в погоне за прибылью. Работодатели используют различные способы уклонения от выполнения своих обязанностей по созданию работникам условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Все это приводит к значительному росту травматизма, в том числе с летальным исходом, в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Именно поэтому охрана труда как правовой институт приобретает особую актуальность, на что следует обратить особое внимание при изучении данной темы.
Осуществление согласованной национальной политики в вопросах охраны труда отвечает положениям Конвенции МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.
Студенты должны знать, какое большое значение придается государственной политике в области охраны труда. В статье 210 ТК РФ установлены ее основные направления, где на первое место выдвинуто обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Эти направления охватывают государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда и другие направления. Среди них следует выделить такие направления государственной политики в области охраны труда - как направления по принятию и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов субъектов РФ, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться, согласно ч. 2 ст. 210 ТК РФ, согласованными действиями органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Значительный вклад в улучшение условий и охраны труда вносят федеральные целевые программы и генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
В частности, разд. 5 названного Генерального соглашения посвящен вопросам защиты трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности. При этом рассматривается защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны обязуются:
-разработать и осуществить меры экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда;
-предусмотреть финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности;
-предусмотреть создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда;
-обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями и др.
В соответствии с указанными направлениями государственной политики принимаются нормативные правовые акты в области охраны труда, в том числе устанавливаются единые государственные нормативные требования охраны труда. Эти требования охраны труда, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, могут быть закреплены в федеральных законах, иных нормативных правовых актах и актах субъектов РФ в области охраны труда. При этом устанавливаемые в указанных законах и иных актах правила, процедуры и критерии должны быть направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ). В зависимости от видов работ, различных производств и условий труда приняты Федеральные законы, например: от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др.
Чаще всего требования охраны труда закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащая государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил и типовых инструкций по охране труда (ТИРО), строительных и санитарных норм и правил (СниП и СанПиН), инструкций по безопасности, правил устройства и безопасности эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Эти требования утверждаются сроком на пять лет и могут продляться не более чем на два года .
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
На основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда или иных правил либо требований разрабатываются работодателем инструкции по охране труда для работников.
Вопрос № 2. Установлены ли обязанности работодателя по обучению работников безопасным приемам работы и проведению инструктажа?
Ответ.
Трудовым законодательством установлена обязанность работодателя по обучению работников безопасным приемам работы и проведению инструктажа.
Важную группу гарантий охраны труда составляют гарантии, предоставляемые в процессе производственного обучения.
К их числу можно отнести нормы, закрепляющие правовые формы обучения работников знаниям и навыкам безопасного ведения работы,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Ось-89, 2024. - 48 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: ТК: от 30.12.2001 № 197-ФЗ : текст в редакции от 08.08.2024 // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001. – Текст: непосредственный.
3. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях" // Собрание законодательства РФ", 14.12.2020, N 50 (часть III), ст. 8052. – Текст: непосредственный.
Учебная и монографическая литература
4. Гладков Н.Г. Трудовое право. Учебник / В.Б. Гладков, Н.А. Бриллиантова, О.Н., О.Н. Волкова. – Москва: Проспект, 2020. – 536 с.
5. Гусов К.Н. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2020. – 592 с. – Текст: непосредственный.
6. Лютов Н.Л. Актуальные проблемы трудового права. Учебник для магистров. – Москва: Проспект, 2020. – 688 с. – Текст: непосредственный.
7. Миронов В.И. Трудовое право. Учебник / В.И. Миронов. – Москва: Проспект, 2020. – 992 с. – Текст: непосредственный.
Периодические издания
8. Анохина, Ю. Л. Работа в праздничные и предпраздничные дни / Ю. Л. Анохина // Бюджетный учет. – 2022. – № 3(207). – С. 37-41.
9. Бабануца, О. О. К вопросу о трудовой правосубъектности работника и работодателя / О. О. Бабануца, К. А. Завгородняя // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т. 12, № 4. – С. 66-72.
10. Великанова, С. С. Регулирование рабочего времени трудовых ресурсов в современных организациях / С. С. Великанова, И. В. Самарокова // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 970-974.
11. Григорьева, Ю. Е. Основные аспекты охраны труда на предприятии / Ю. Е. Григорьева, А. Р. Краснова // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2021. – № 15. – С. 184-186.
12. Жижерина, Ю. Ю. Судебная практика: оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни / Ю. Ю. Жижерина // Вопросы трудового права. – 2023. – № 12. – С. 752-759.
13. Кириллова, Л. С. Гарантии прав работодателя: постановка вопроса / Л. С. Кириллова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 164, № 4. – С. 18-24.
14. Климова, С. Г. Инновативное поведение работающих россиян: повседневные практики и институциональные условия / С. Г. Климова // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 1(38). – С. 85-97.
15. Красников, Д. Н. Профсоюзы как субъекты трудового права / Д. Н. Красников // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2021. – № 5. – С. 131-139.
16. Лазор, В. В. Субъекты трудового права: теоретический аспект / В. В. Лазор // Проблемы права: теория и практика. – 2022. – № 58. – С. 27-36.
17. Румянцев, Н. В. Правовой статус работодателя в вопросах обеспечения дисциплины труда / Н. В. Румянцев, С. Н. Андреева // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 2. – С. 71-74.
18. Саликова, Н. М. Оплата за работу в выходные и праздничные дни: проблемы правоприменения / Н. М. Саликова, Е. М. Батухтина // Вопросы трудового права. – 2023. – № 11. – С. 660-671.
19. Саликова, Н. М. Оплата за работу в выходные и праздничные дни: проблемы правоприменения / Н. М. Саликова, Е. М. Батухтина // Кадровик. – 2023. – № 12. – С. 50-60.
20. Умархаджиева, С. Р. Индивидуальные основные трудовые права и обязанности работников / С. Р. Умархаджиева, Х. Х. Астамирова, Ш. И. Куркиев // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 6. – С. 821-823.
Интернет-ресурсы
21. КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. // https://www.consultant.ru – М., 2024
22. Гарант : информ.-правовое обеспечение. – Судебная практика. – Электрон. дан. // https://www.garant.ru. – М., 2024.
23. Официальный сайт АО Альфа Банк – Электрон. дан. // https://alfabank.ru/about