Фрагмент для ознакомления
2
1. Структура и содержание бизнес-плана и факторы, их определяющие
Успех функционирующей организации зависит от следующих элементов планирования:
- анализа и понимания текущего состояния деятельности;
- умения сформулировать и представить будущий уровень состояния, которого
- организация собирается достичь;
- процесса перехода из одного состояния в другое.
Грамотное осуществления планирования является одним из условий успешной деятельности организации на рынке, которое базируется на:
- четком формулировании задач;
- определении способов достижения задач;
- определении необходимых ресурсов и эффективном расходовании имеющихся ресурсов .
Бизнес-план позволяет решить эти вопросы.
Рассмотрим понятие бизнес-плана. Попадюк Т.Г., Горфинкель В.Я. бизнес-план определяют, как стратегический план создания новой или развития существующей организации, в котором отражаются текущее состояние объекта, описываются цели и условия их достижения: направления, потребности ресурсов и ожидаемые результаты (как вид планирования в организации на регулярной основе).
Это документ, где описываются суть Проекта, планируемые финансовые результаты и экономическая эффективность его реализации (как единовременное планирование для решения одной задачи) .
Волков А.С. План развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений. Баринов В.А. Аналитический документ для перспективного планирования деятельности организации, где описываются основные аспекты будущего организации, проводится анализ предполагаемых проблем и определяются их способы решения. Баев Л.А. Инструмент осмысления и обоснования направленных на развитие организации мероприятий, требующих значительных вложений инвестиций. Концептуальный документ внутрифирменного планирования и обоснования целесообразности осуществления собственного финансирования проектов или в целях привлечения внешних инвесторов .
Исходя из представленных определений, охарактеризуем бизнес-план как документ планирования и оценки перспективной деятельности организации, так и инструмент, применяемый при проектно-инвестиционных решениях.
Если бизнес-план используется внутри компании, то целями его разработки являются:
- создание собственного бизнеса;
- дальнейшее развитие уже работающего бизнеса (расширение или создание новых направлений).
В этих случаях бизнес-план раскрывает такие вопросы, как возможности развития производства, способы продвижения продукции, уровень возможной прибыли, основные финансово-экономические результаты деятельности организации, зоны опасности и пути их обхода.
Таким образом, бизнес-план определяется как документ, в котором формулируются цели предприятия (или отдельного его направления деятельности), дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы.
В зависимости от целей стратегического планирования различаются и цели, и содержание бизнес-планов. Основные виды бизнес-планов:
1. Бизнес-план инвестиционного проекта:
- обоснование необходимости инвестирования;
- прогноз этапов и сроков реализации проекта;
- расчет необходимого размера инвестиций и определение источников их финансирования;
- оценка эффективности проекта;
- убеждение инвесторов в успешности проекта и выгодности вложения инвестиций в него.
2. Бизнес-план развития организации:
- выражает стратегические цели планируемых направлений развития организации в показатели финансово-экономической деятельности;
- проверка реалистичности стратегических целей на основе сопоставления прогнозных показателей и ресурсными возможностями;
- ориентир для корректировки будущих стратегий организации.
3. Бизнес-план по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения):
- исследование вопросов сбыта: объем рынка, спрос, целевые группы покупателей и т.д.;
- продвижение продукции (услуг, работ);
- разработка плана производства: необходимые ресурсы, затраты, цена;
- расчет финансовых результатов и показателей эффективности реализации проекта.
4. Бизнес-план структурного подразделения:
- разработка для руководства предприятия плана деятельности подразделения в целях обосновать объем и приоритетность выделяемого бюджета или величины прибыли, предоставляемой в распоряжение структурного подразделения.
5. Бизнес план как заявка на кредит:
- отражает потребность в финансовых средствах;
- определяется текущее финансовое состояние и платежеспособность организации;
- раскрывает перспективность развития бизнеса;
- определяются срок окупаемости проекта и гарантия возврата заемных средств;
- отражаются финансовые результаты проекта.
6. Бизнес план как заявка на грант (грант – средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на условиях, предусмотренных грантодателями):
- описание проекта и его социальной значимости;
- разработка маркетинговой стороны: спрос, конкурентные преимущества и т.д.;
- расчеты финансовых результатов, экономической выгоды для всех сторон, социальной пользы.
7. Бизнес план для стартапа (создающейся и только начинающей свою деятельность коммерческой организации, реализующей определенную идею):
- расчет инвестиционной эффективности проекта;
- определение емкости, спроса, перспективности освоения, незанятости рынка сбыта, анализ наличия первых заказов;
- описание конкурентных преимуществ стартапа и его продукции, позволяющих конкурировать на рынке;
- описание условий доступа к рынку ресурсов: уровень цен, объем обслуживания, надежность;
- определение рисков проектов и описание условий их минимизации;
- оптимальность и продуманность в плане максимизации прибыли планируемой стратегия создания стартапа в части наилучшего сочетания финансовых ресурсов: цен, объемов сбыта, затрат и инвестиций .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О защите конкуренции" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
2. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф.В.Я. Горфинкеля. – М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2023. – 296 с.
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. – 272 с.
4. Волков А.С. Бизнес-планирование: учебное пособие – М.: РИОР: ИНФРА-М,2023. – 81 с.
5. Иванов М.Д., Соклакова И.В. Особенности анализа деятельности современной компании // Вестник Академии управления и производства. 2023. № 2. С. 51-59.
6. Мочаева Т. В. Экономика организации и менеджмент: уч. пособие. М.: Инфра-Инженерия, 2022. 112 с.
7. Пласкова Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2022. 368 с.
8. Фадеева И.Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: уч.пособие. Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2019. 148 c.